Российская трехтонная фугасная авиационная бомба ФАБ-3000 М-54 с модулем УМПК

Авиабомба ФАБ-3000 М-54, была принята на вооружение ВВС Советского союза в 1954 году и предназначена для вывода из строя военно-промышленных и энергических объектов, а также коммуникаций противника. С начала 1990-х годов, авиабомба ФАБ-3000 почти не производилась. Во время визита Сергея Шойгу, на один из производственных заводов в Нижнем Новгороде, Министру обороны доложили, что в России возобновилось производство трехтонных авиационных бомб ФАБ-3000.

Министр обороны Сергей Шойгу во время посещения с инспекцией оборонного предприятия в Нижегородской области. На заднем плане авиабомба ФАБ-500 М-54. Фото: кадр из видео МО РФ

По информации из некоторых источников, решение о возобновлении производства трехтонной авиабомбы М-54, было приято еще в конце 2022 года, однако ее производство началось только в 2024 году, после успешных боевых испытаний в зоне СВО, мощного авиационного боеприпаса ФАБ-1500 с унифицированным модулем планирования и коррекции (УМПК). Ожидается, что российская трехтонная авиабомба, также получит УМПК.

Характеристики

Тип и масса авиабомбы. Российская трехтонная фугасная авиационная бомба ФАБ-3000, впервые была произведена в 1946 году, с соответствующим индексом М-46, массой в 3 тонны и весе боевого вещества в 1400 кг. В 1954 году, авиабомбу модернизировали до М-54, с массой в 3067 тонны и весом боевого вещества в 1200 кг. ФАБ-3000 М-54 относится к классу тупоконечных авиабомб. Такие авиационные боеприпасы удобнее всего размещать внутри больших бомбардировщиков. Авиабомбы с удлиненной боевой частью, размещаются на внешней подвеске истребителей-бомбардировщиков, а их носовая конфигурация, наиболее оптимальна для полета носителя на сверхзвуке.

Радиус поражения и действие. Авиабомба ФАБ-3000 М-54, имеет длину 3,32 метра, диаметр в 82 см, общую массу в 3067 тонны и массу боевой части в 1200 кг. Авиабомба создает фугасное действие на месте поражения: избыточное газообразное давление в результате взрыва, ударную волну в воздухе и грунте, с образованием сейсмической волны, а также большие осколки при дроблении корпуса. Ее прямой радиус поражения составляет 46 метров с разлетом осколков до 260 метров.

Носители в зоне СВО. На данный момент, единственным носителем авиабомбы ФАБ-3000 М-54, является сверхзвуковой ракетоносец-бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности Ту-22М3, в котором этот боеприпас располагается внутри фюзеляжа. Однако, ракетоносцы-бомбардировщики типа Ту-22М3, работают по объектам ВСУ в основном ракетами Х-22 “Буря”, на большом удалении от участков боевых действий в зоне СВО.

Ожидается, что авиабомба ФАБ-3000 М-54 может появится на подвеске российского тактического (фронтового) истребителя бомбардировщика Су-34М, который берет на узлы внешней подвески держателей вооружения, до 3 единиц авиабомб ФАБ-1500. Авиабомба сбрасывается при высоте носителя до 16 км и скорости до 1200 км.

Модуль УМПК. По мнению многих российских военных экспертов, авиабомба ФАБ-3000 М-54, может быть оснащена унифицированным модулем планирования и коррекции с ракетным двигателем, по аналогу с другой тяжелой авиационной фугасной авиабомбой ФАБ-1500, с дальностью планирования до 60 км.