Российская планирующая авиационная бомба ПБК-500У “Дрель”: новый универсальный боеприпас с кассетной боевой частью

Авиационная планирующая авиабомба “Дрель” разрабатывалась НПО “Базальт” с 2017 года и 2023 году поступила на вооружение ВКС России. Бомба имеет аббревиатуру ПБК-500У, что расшифровывается как планирующая бомба кассетная, где “500” означает вес боеприпаса, а “У” его универсальность использования с разной боевой частью.

Авиационная бомба ПБК-500У с суббоеприпасами СПБЭ “Мотив-3М”

Универсальность авиабомбы. В некотором смысле, авиабомба “Дрель” является модификацией и продолжением советской бомбы КАБ-500, с возможностью установки кассетной боевой части. Универсальность “Дрели” состоит в том, что на авиабомбу может быть поставлена как моноблочная фугасная проникающая боевая часть, для пробития бетонных сооружений противника, так и кумулятивная кассетная, с самоприцеливающимися боевыми элементами (СПБЭ) “Мотив-3М”.

Дальность планирования. Авиабомба имеет мощные крылья от кормы до середины корпуса, в отличии от КАБ-500 (корректируемая авиационная бомба), с небольшими закрылками в хвосте и середине корпуса. Такая конфигурация крыльев обеспечивает авиабомбе полет после сброса с носителя, до 50 км.

Боевая часть. В моноблочной фугасной версии боевой части и кассетной кумулятивной, масса авиабомбы “Дрель” составляет 540 кг. Длинна авиационного боеприпаса равна 3,1 метра с диаметром в 45 см.

Кассетная кумулятивная боевая часть бомбы, несёт 15 единиц самонаводящихся боевых элементов “Мотив-3М”, которые после выброса с авиабомбы, опускаются на парашютах на высоту 100-150 метров и кумулятивной струей прожигают верхнюю поверхность танков и другой бронетехники.

Кассетные элементы авиабомбы способны пробить слабозащищенную крышу танка или верх его корпуса, эквивалентную 100 мм гомогенной стали. Сейчас броня танков изготавливаться из композитных материалов, поэтому и применяется термин “эквивалентный”.

Боевые элементы “Мотив-3М” являются разовыми бомбовыми кассетами с самонаведением, которые могут быть установлены не только на авиабомбе “Дрель”, но и на бомбах РБК-500 и реактивных артиллерийских снарядах для для РСЗО “Торнадо-С”.

Программное обеспечение и навигация. Авиабомба “Дрель” оснащена системой идентификации “свой-чужой”, спутниковой навигационной системой ГЛАНАСС и встроенной системой радиоэлектронного противодействия, представленной малогабаритной антенной решетки “Комета-М”. Также, в бортовую аппаратуру изделия включена и инерциальная система наведения, а ее точность кругового вероятного отклонения (КВО) не превышает нескольких метров.

Приемник сигнала (МААР) “Комета-М” выполнен в виде плоского блока массой в 1 килограмм и умеет получать информацию о направлении вектора помехового излучения, а после компенсировать искажения. Такие блоки с 2023 года, начали устанавливать на всех планирующих авиабомбах с модулем УМПК, а также на барражирующих боеприпасах “Герань-2”.

Носители. На данный момент, авиабомба “Дрель” совместима только с многоцелевым истребителем пятого поколения Су-57. Для остальных боевых самолетов ВКС России, требуется дополнительное программное обеспечение, что является делом времени. В середине октября 2023 года, российские ВКС начали применять Су-57 в глубоком украинском тылу, так как они почти незаметны на радарах ПВО ВСУ и в это же время появилась информация о первом применении авиабомбы “Дрель” с неизвестных российских носителей.