Бельгия столкнулась с серьезными проблемами после получения новых истребителей F-35A. Огромные эксплуатационные расходы, ограниченное воздушное пространство и жалобы на шумность самолетов вызывают растущую критику в адрес правительства. Как пишет новостной портал 20 Minutes, покупка 34 самолетов на сумму 5,6 миллиардов евро, предназначенных для замены устаревших F-16, обернулась новыми проблемами для министерства обороны страны.

Согласно последним данным, Бельгия уже получила от Lockheed Martin 12 единиц истребителей 5-го поколения F-35A из 34, заказанных по контракту 2018 года. Из них 8 самолетов находятся на авиабазе Люк в Аризоне (США), где проходят обучение бельгийские пилоты и технический персонал, а первые 4 машины уже прибыли на бельгийскую авиабазу Флоренн.
Ограничения в небе
Бельгийские F-35A столкнулись с неожиданной проблемой — воздушное пространство страны оказалось слишком мало для проведения полноценных учебных полётов новых самолетов. Министр обороны Тео Франкен подтвердил на парламентских слушаниях, что Бельгия ведет переговоры о соглашениях о сотрудничестве с Италией и другими партнерами, включая Нидерланды, чтобы обеспечить возможность обучения пилотов.
«Нашего воздушного пространства будет недостаточно для проведения учебных миссий», — заявил министр. Он также отметил, что хотя Северное море предоставляет дополнительные возможности для тренировок, они ограничены и требуют тесного взаимодействия с другими участниками воздушного пространства. Однако специалисты отмечают, что эта проблема не нова: бельгийские F-16 уже много лет проходят обучение во Франции, и в этом «нет ничего необычного».
Астрономические расходы на эксплуатацию
Финансовая нагрузка на бюджет при эксплуатации новых самолетов вызывает особое беспокойство. Каждый час полета F-35A обходится казне в 50 000 евро, что делает его одним из самых дорогих в эксплуатации истребителей в мире.
Для сравнения, эксплуатация старых F-16 бельгийских ВВС обходилась около 7 700 долларов в час, что почти в семь раз дешевле. Даже более современные аналоги оказываются значительно экономичнее: к примеру, час летной эксплуатации французского Rafale стоит до 20 000 евро в час, а американского палубного F/A-18E/F Super Hornet обходится в 30 000 долларов. При такой стоимости, полеты F-35A будут строго ограничены и распланированы, без возможности перерасходов.
Высокая стоимость объясняется сложностью техники: F-35A требует специального обслуживания, дорогостоящих запчастей и высококвалифицированного персонала. Например, основной узел шасси стоит около 180 000 долларов, а некоторые критически важные компоненты, такие как модули датчиков, — более 500 000 долларов.
Шумовые проблемы и технические недостатки
Жители районов, прилегающих к авиабазам, жалуются на чрезмерный шум новых самолетов. Согласно отчетам, F-35A до пяти раз громче своих предшественников F-16. В брошюре, распространяемой министерством обороны среди местных жителей, объясняется, что «двигатель F-35 почти вдвое мощнее двигателя F-16», и поэтому «издает более тяжелый, пульсирующий звук».
Кроме того, Бельгия уже сталкивалась с техническими проблемами американских истребителей 5-го поколения F-35A. Четвертый самолет, предназначенный для поставки, остался на Азорских островах из-за технической неисправности, что задержало его прибытие на авиабазу Флоренн вместе с тремя другими машинами 13 октября.
Будущие перспективы
Несмотря на текущие трудности, представители производителя подчеркивают, что F-35 — это готовое на сегодня решение с передовыми возможностями, нацеленное на завтрашний день.
Тем не менее, бельгийские власти продолжают искать пути снижения затрат и оптимизации использования дорогостоящих истребителей, включая углубление переговоров о сотрудничестве с соседними странами для проведения учебных полетов, поскольку проблема ограниченного воздушного пространства, существовавшая еще со времен F-16, с поступлением истребителей 5-го поколения F-35 стала только острее.



