Шведский разведывательный самолет раннего предупреждения и контроля Saab 340B AEW&C-300/S 100D Argus (ASC-890)

Разведывательный самолет раннего предупреждения и контроля ASC 890, поступил на вооружение ВВС Швеции в 2009 году и является модернизацией более ранних версий самолетов разведки, производство которых началось с 1994 года, аэрокосмической и оборонной компанией Saab AB. Этот шведский разведывательный самолёт ASC 890, сделан на базе двухмоторного пассажирского турбовинтового малого воздушного судна Saab 340B, выпуск которого был прекращен в 1999 году. Всего было произведено 12 единиц различных разведывательных модификаций самолёта Saab 340, которые кроме Швеции (2 единицы), находятся на вооружении таких стран, как Таиланд и Польша. Ранее, этот самолет эксплуатировался Грецией и ОАЭ.

Шведский самолет-разведчик ASC-890
Шведский разведывательный самолет дальнего обнаружения ASC-890

В мае 2024 года стало известно, что Швеция передает два своих последних самолета Saab 340B AEW&C-300/S 100D Argus (ASC-890) Украине, а вместо них, на вооружение ВВС страны, поступят новейшие самолеты раннего предупреждения и контроля в воздухе SAAB GlobalEye. Ориентировочная стоимость самолета ASC-890 (340B AEW&C-300) составляет около 150-170 миллионов долларов. К такому выводу пришли некоторые эксперты, после приобретения в 2017 году ВВС ОАЭ более нового и похожего по функционалу, шведского самолета GlobalEye, стоимостью 238 миллионов долларов, что значительно дешевле, по сравнению с британским аналогичным самолетом RC-135W Rivet Joint.

Характеристики и модификации

Модификации. Как уже было сказано выше, разведывательный самолет ASC-890 сделан на базе пассажирского Saab 340. Его первая модификация Saab 340B AEW&C (FSR-890), с радаром раннего предупреждения, появилась 1994 году и была принята на вооружение ВВС Швеции под названием S 100B Argus в 1997 году. Аббревиатура AEW&C расшифровывается как “airborne early warning and control”, что в переводе означает “ранее воздушное предупреждение и контроль”.

В 2009 году, Швеция модернизировала и начала поставлять на экспорт версию Saab 340B AEW&C-300, которая для ВВС страны получила название S 100D Argus, с индексом ASC 890, который регламентирует комплектацию средствами разведки и наблюдения.

Аэродинамические характеристики ASC 890 (AEW&C-300) или S 100D Argus, аналогичны гражданской версии самолета (пригородного авиалайнера) Saab 340B, который оснащен двумя турбовинтовыми двигателями General-Electric CT7-9B мощностью 1870 л.с.

  • Полное наименование: самолет раннего предупреждения и контроля Saab 340B AEW&C-300;
  • Наименование для ВВС Швеции: S 100D Argus;
  • Индекс сборки: ASC 890 2009 года;
  • Экипаж: до 6 человек (2 пилота и персонал разведки);
  • Длина: 20,57 метра;
  • Нахождение в воздухе: до 5 часов;
  • Дальность полета: до 1350 км;
  • Потолок высоты: до 7620 метров;
  • Скорость: 524 км/ч (крейсерская);
  • Максимальная взлетная масса: 13 тонн;
  • Бортовая радиолокационная система: PS-890 Erieye от Saab Electronic Defence Systems;
  • PS-890 Erieye: активная решетка с электронным сканированием (AESA);
  • Сканирование радара: 150 градусов по азимуту в две стороны с дальностью до 450 км и обнаружение аэродинамических целей на высоте до 20 км;
  • Обнаружение типа цели: тактический истребитель на дальности до 360 км, крылатая ракета до 200 км.