В конце октября 2025 года Министерство армии США (входит в состав Министерства обороны), объявило о начале масштабной военной реформы — преобразовании 81-й механизированной бригады Stryker (81st Stryker Brigade Combat Team) армии Национальной гвардии в первую в истории мобильную бригаду (Mobile Brigade Combat Team — MBCT). Это соединение будет переоснащено с бронетранспортеров Stryker 8×8 на легкие тактические транспортные автомобили М1301 ISV (Infantry Squad Vehicles) производства GM Defense и Polaris.

От тяжелой брони к тактической мобильности
Новая мобильная бригадная боевая группа (MBCT) создается в соответствии с доктриной армии США Transforming in Contact, которая делает акцент на мобильности, рассредоточении и цифровой интеграции, а не на массированном использовании бронетехники.
Согласно заявлениям американских военных, MBCT предназначена для действий «на оспариваемых территориях с ограниченной инфраструктурой, где скорость, низкая заметность и автономные системы поддержки обеспечивают большую выживаемость, чем тяжелая броня».
Тактико-технические особенности M1301 ISV
M1301 ISV, основанный на коммерческой платформе Chevrolet Colorado ZR2, представляет собой легкое (менее 2270 кг) тактическое транспортное средство без броневой защиты, способное перевозить до девяти военнослужащих с полной экипировкой и в отличии от автомобиля Flyer 72 Light Duty предназначенного для специальных сил — не обладает набором модульных сенсоров и средств связи, собранных в единую разведывательную платформу.
Ключевым преимуществом новой платформы является ее исключительная транспортная гибкость — ISV может перевозиться внутри вертолета CH-47 Chinook, транспортироваться на внешней подвеске UH-60 Black Hawk, а также десантироваться с самолетов C-130 Hercules и C-17 Globemaster III.
Благодаря высокой скорости (свыше 110 км/ч) и значительной дальности хода (более 500 км), ISV позволяет подразделениям покрывать большие расстояния с минимальной логистической нагрузкой. В отличие от 19-тонного бронетранспортера Stryker, который обеспечивает некоторую баллистическую защиту, ISV полагается на скорость, мобильность и низкую визуальную заметность, чтобы избежать обнаружения и поражения.
Тактика применения
Переход к легким незащищенным транспортным средствам требует кардинального пересмотра тактики применения. По словам полковника Дэвида Ламборна, командира 2-й мобильной бригады 25-й пехотной дивизии, которого цитирует Defense One — концепция использования ISV основана на принципе «спешиваться до контакта с противником».
«Мы абсолютно не хотим оказаться в ситуации, где мы вступаем в контакт с противником, все еще находясь в ISV. Нам нужно отойти от этого и использовать платформу строго как средство мобильности» — отметил Ламборн. Это означает, что разведывательные подразделения должны заранее обнаруживать угрозы, после чего пехота спешивается и продолжает движение в боевых порядках, используя естественные укрытия местности.
Такой подход кардинально отличается от тактики армии США, выработанной во время конфликтов в Ираке и Афганистане, где ответом на угрозы стало увеличение массы и защищенности транспортных средств. Как отмечают военные эксперты, тяжелая броня «ограничивала мобильность, делала технику более уязвимой в качестве мишени и привязывала к определенным маршрутам».
Проблемы и усовершенствования платформы
Путь ISV к принятию на вооружение не был безоблачным. Еще в 2021-2022 годах, отчеты Пентагона содержали критические замечания, указывая на проблемы с надежностью — включая потерю управления, треснувшие сиденья и перегрев двигателя. Особо отмечалось, что транспортные средства были «тесными», а солдаты не могли получить доступ к своему снаряжению, не покидая машину.
В GM Defense утверждают, что эти проблемы были решены за счет «значительных улучшений», включая новый задний мост, листовые рессоры и рулевые кулаки. Были добавлены дополнительные точки крепления, оптимизированы зоны хранения и пересмотрены процедуры крепления снаряжения.
Представитель армии США подчеркнул, что М1301 ISV задумывалась именно как мобильная платформа, а не боевая машина: «Нет требований по защите или бронированию, а подразделение на ISV должно по возможности избегать угроз».



