M270A2: США модернизируют гусеничные РСЗО для европейских стран НАТО

Министерство обороны США заключило контракт с Lockheed Martin на техническую модернизацию гусеничных реактивных систем залпового огня (РСЗО) M270 MLRS до конфигурации M270A2. Обновление осуществляется в интересах армии США, а также трёх ключевых союзников по НАТО — Финляндии, Италии и Великобритании. Известно, что программа модернизации направлена на расширение потенциала высокоточного огневого воздействия на большой дальности, обеспечивая совместимость с новейшими боеприпасами и цифровыми средствами управления. Разработка по модернизации до уровня M270A2 началась еще в 2022 году со средней оценочной стоимостью в 1 млн долларов за пусковую установку.

M270A2 MLRS
Новая версия M270A2 MLRS получила возможность использования дальнобойных реактивных управляемых снарядов ER GMLRS с дальностью до 150 км и баллистических ракет ATACMS повышенной дальности до 300 км

Процесс модификаций

M270 MLRS была принята на вооружение США в 1983 году и с тех пор служит основой гусеничных систем залпового огня в армиях НАТО, в том числе в виде MARS-2 — европейская модернизация M270 с участием Германии, Италии и Франции. Эта РСЗО создавалась в рамках западного проекта MLRS (Multiple Launch Rocket System), рассчитанного на ведение массированного огня по площадям с применение реактивных неуправляемых и управляемых снарядов, а также с возможностью применения баллистических ракет оперативно-тактического класса.

В 1990-х годах, США модернизировали установки до уровня M270A1 — с цифровой системой управления огнём и навигации. Великобритания пошла по пути собственного варианта — M270B1, адаптированного под британские стандарты связи и оснащённого дополнительной защитой.

Однако, с началом XXI века стало очевидно, что даже модернизированные версии не отвечают требованиям по применению современных боеприпасов — прежде всего, высокоточных управляемых реактивных снарядов большой дальности. Возникла необходимость в более глубокой трансформации всей системы.

Что нового в M270A2?

Модернизация до версии M270A2 предполагает полную перестройку ключевых компонентов реактивной системы. Установка получает новый дизельный двигатель мощностью 600 л.с., перестроенную трансмиссию и усовершенствованную подвеску. Это значительно увеличивает мобильность и техническую надёжность, особенно в условиях перегрузок и интенсивной эксплуатации.

Кабина экипажа усиливается до уровня Improved Armored Cab (IAC) — она обеспечивает защиту от стрелкового оружия, мин и осколков. Бронирование интегрировано с системами кондиционирования и цифровой связи, что повышает боеспособность расчёта в условиях интенсивного боя. Также заменён пусковой модуль — установлен обновлённый Launch Mechanical System (LMS).

Система управления огнем (CFCS)

Ключевым элементом модернизации до модификации M270A2, является внедрение Common Fire Control System (CFCS) — унифицированной цифровой системы управления огнём, идентичной той, что используется на колёсных установках HIMARS. CFCS обеспечивает совместимость как с существующими, так и с перспективными боеприпасами, включая те, что находятся на стадии разработки.

До начала программы модернизации, пусковые установки M270 MLRS были оснащены устаревшей системой управления огнём (СУО), известной как Fire Control Panel (FCP), которая функционировала на базе аналоговой архитектуры с ограниченной возможностью интеграции современных цифровых боеприпасов.

СУО FCP на ранних версиях M270 позволяла использовать только боеприпасы первых поколений, включая неуправляемые реактивные снаряды M26 и ранние версии управляемых реактивных снарядов GMLRS (M30/M31), без полной поддержки расширенных режимов наведения, цифровой связи и синхронизации с современными системами командования и управления.

CFCS представляет собой архитектуру открытого типа, позволяющую интеграцию новых алгоритмов наведения, автоматизированную настройку пусков и возможность связи с сетевыми системами управления огнём в едином боевом пространстве.

Расширенная дальность применения

Интеграция CFCS открыла для M270A2 доступ к новым типам дальнобойных боеприпасов. Помимо модернизированных GMLRS с дальностью до 90 км, пусковые установки M270A2 получили возможность применения ER GMLRS (Extended Range Guided MLRS) — управляемых снарядов с увеличенной дальностью до 150 км.

M270A2 с интегрированной цифровой системой управления огнём CFCS теперь полностью совместима со всеми версиями армейской оперативно-тактической ракетой ATACMS (Army Tactical Missile System). На практике это означает поддержку следующих вариантов:

  • M39 (Block I) — дальность до 165 км, боеголовка с кассетными боеприпасами (M74);
  • M39A1 (Block IA) — дальность до 300 км, инерциальное и GPS-наведение, кассетная БЧ;
  • M48 (Block IA Unitary) — дальность до 300 км, моноблочная осколочно-фугасная БЧ;
  • M57 (TACMS-Penetrator) — дальность до 300 км, моноблочная проникающая БЧ с точным наведением.

Наиболее важным шагом вперёд стало обеспечение интеграции с перспективной баллистической ракетой Precision Strike Missile (PrSM) — тактической ракетой нового поколения, создаваемой взамен ATACMS.

CFCS позволяет применять первые версии PrSM с дальностью до 499 км, а в будущем — и модификации, способные поражать цели на расстояниях до 1000 км. Ранее подобные средства были недоступны для базовой версии M270 из-за ограничений старой системы управления огнём и несовместимости интерфейсов.

Таким образом, CFCS превращает M270A2 в полноценно адаптированную ракетную платформу для применения современных и перспективных высокоточных ракет, что принципиально меняет боевую роль этой системы в структурах США и НАТО.

Почему сохраняется ставка на M270?

На фоне популярности колёсных систем HIMARS, вызванной их высокой мобильностью и возможностью транспортировки авиацией, модернизация M270A2 подчёркивает важность гусеничного компонента в огневой архитектуре НАТО.

M270 обладает преимуществами перед колесными системами, прежде всего за счёт гусеничного шасси. Оно обеспечивает устойчивую работу на слабонесущих грунтах и в сложных условиях местности, где колёсная техника может терять сцепление или проходимость.

Кроме того, именно M270A2 способен нести боеприпасы большего объёма и массы, а также действует в условиях, где колёсные платформы сталкиваются с ограничениями — будь то заболоченные участки, глубокий снег или разрушенные дорожные сети. По сравнению с HIMARS, M270 несёт два пусковых контейнера с двумя ракетами ATACMS.

Унификация европейского НАТО

Модернизация M270 до версии A2 в армии США, проводится синхронно с партнёрами по альянсу. Финляндия, недавно вступившая в НАТО, планирует модернизировать все свои установки в количестве 41 единицы, а Италия приводит к новому стандарту 21 единицу. Великобритания увеличивает количество M270 с 26 до 44-х единиц пусковых установок с параллельной модернизацией.

Важным элементом остаётся унификация огневого контроля и боеприпасов. CFCS позволяет странам альянса применять одни и те же типы управляемых ракет, использовать общие каналы целеуказания и данных, а также взаимодействовать в рамках единой архитектуры C4ISR, которая предполагает способность работать в общем сетевом контуре и получать целеуказание от внешних источников.