F-16AM был сбит системой MIM-104 Patriot: как применяются истребители НАТО на Украине

Похоже, что после передачи в 2024 году для ВВС Украины истребителей 4-го поколения F-16, у Киева возникли проблемы с данным типом боевого самолета. По данным публикации The Wall Street Journal, 26 августа 2024 года, произошел инцидент, в ходе которого истребитель F-16AM Военно-воздушных сил Украины, был сбит собственной системой ПВО. По информации WSJ, причиной “riendly fire” стало отсутствие на борту истребителя аппаратуры передачи данных Link 16, которая позволяет идентифицировать системой MIM-104 Patriot “дружественные” воздушные цели и избегать подобных ошибок.

Истребитель F-16AM Украины
Истребитель F-16AM поставленный НАТО для ВВС Украины

Что произошло?

Инцидент произошел во время выполнения боевого задания истребителем F-16AM в районе Ровенской области. По сообщениям из сводок, F-16 украинского пилота Меся участвовал в отражении массированного ракетного удара со стороны российских войск. В ходе операции, противовоздушная система средней дальности MIM-104 Patriot, установленная на территории Украины, ошибочно идентифицировала истребитель F-16 как российский боевой самолет и произвела пуск ракеты. Летчик не успел катапультироваться.

Причины инцидента

Основной причиной инцидента стало отсутствие на истребителе F-16AM системы Link 16, которая обеспечивает обмен данными между воздушными и наземными силами. Эта аппаратура позволяет отслеживать положение “дружественных” самолетов в режиме реального времени, что могло бы предотвратить ошибку. Однако США отказались передавать Украине Link 16, сославшись на соображения секретности и риски утечки технологий.

Реакция сторон

Депутат Верховной Рады Марьяна Безуглая подтвердила, что F-16 был сбит украинской системой ПВО, и раскритиковала командование ВВС Украины за недостаточную координацию между подразделениями. Она также обвинила руководство в “культуре лжи”, которая препятствует объективному анализу подобных инцидентов.

В Пентагоне отказались комментировать детали происшествия, заявив, что вопросы о причинах гибели пилота должны быть адресованы украинской стороне.

Потеря F-16 стала серьезным ударом для командования вооруженными силами Украины, учитывая ограниченное количество подготовленных пилотов и самих самолетов. По данным The Telegraph, на момент инцидента, в распоряжении Украины было всего шесть пилотов, способных управлять F-16, что делает гибель каждого из них крайне болезненной.

Как используются F-16 на Украине в 2025 году

После инцидента со сбитием собственной ракетой истребителя F-16AM ВВС Украины/НАТО, эти боевые самолеты перестали появляться в зоне действия MIM-104 Patriot, так как проблема с отсутствием на борту Link 16 — по-прежнему не решена.

14 февраля 2025 года, ряд российских военно-аналитических источников сообщили, что украинские Военно-воздушные силы, после длительного перерыва, возобновили активные боевые вылеты, направленные на перехват российских самолетов оперативно-тактической авиации, работающих по наземным целям.

По данным источников, в этих операциях впервые задействованы истребители F-16AM, полученные от стран НАТО. Самолеты запускали ракеты класса “воздух-воздух” с предельной дальности, чтобы минимизировать риск попадания под огонь российских зенитно-ракетных комплексов.

Особенности использования F-16AM

Известно, что украинские F-16 действовали с территории Днепропетровской области, что позволило им сохранять безопасную дистанцию от российских систем ПВО.

Однако, как отмечают эксперты, эффективность таких действий оказалась ограниченной: снижение точности на больших дистанциях и наличие на российских истребителях мощных РЛС сыграли свою роль, и результативность пусков ракет оказалась невысокой.

Российские силы, в свою очередь, были готовы к подобным действиям: украинские самолеты отслеживались как с земли, так и с воздуха, а средства ПВО активно противодействовали их маневрам.

В украинских источниках сообщается о напряженной обстановке в эфире во время применения F-16, что свидетельствует о сложности выполнения задач. Также появились неподтвержденные данные о возможной потере одного из украинских самолетов в районе Кривого Рога. Однако эта информация пока не имеет официального подтверждения.

Политический контекст

На фоне продолжающихся дискуссий о возможных мирных переговорах, украинское командование, судя по всему, стремится продемонстрировать боеспособность своих новых истребителей F-16AM.

Эти самолеты, активно рекламируемые в 2024 году как ключевое оружие для перелома в войне, теперь используются в реальных боевых условиях. Однако их эффективность пока остается под вопросом, особенно с учетом ограниченного количества подготовленных пилотов и сложностей с координацией действий.

F-16, оснащенные ракетами AIM-120 AMRAAM класса “воздух-воздух”, способны поражать цели на расстоянии до 180 км, что делает их серьезным противником для российской авиации. Однако, истребители ВКС России оснащены новой ракетой Р-37М класса “воздух-воздух” с дальностью до 300 км, что дает им существенное превосходство в небе украинского ТВД.

Возобновление активных действий украинских ВВС с использованием F-16 свидетельствует о стремлении Киева усилить давление на российские войска. Однако успех таких операций будет зависеть от множества факторов, включая подготовку пилотов, координацию с наземными силами и способность избегать потерь от российских систем ПВО. В ближайшее время можно ожидать продолжения подобных вылетов, особенно в условиях нарастающей напряженности на фронте.