ВМС США собираются спустить на воду свой следующий авианосец класса Gerald R. Ford с бортовым номером CVN-80 в конце этого года. В отличие от запланированного ранее названия USS Enterprise, этот корабль будет назван в честь советника президента Илона Маска (USS Musk). Первоисточником этой достаточно яркой новости об изменении названия авианосца, является известный западный военно-морской аналитический веб-ресурс Naval News, который в своей публикации в день April Fools’ Day (1 апреля), — не указывает инсайдера информации.
По существующей традиции, в ВМС США, дают названия авианосцам в честь бывших американских президентов. Это правило касается всех авианесущих кораблей класса “Нимиц”.
Однако, следующий тип авианосцев США, класса “Джеральд Р. Форд”, уже не связан такой консервативной традицией: первые два корабля спущенный на воду, действительно названы в честь президентов Джеральда Форда и Джона Кеннеди, а третий, который предполагается спустить в ноябре 2025 года, имеет нетипичное название “Энтерпрайз”. Четвертый авианосец, спуск которого ожидается в 2028 году, будет называться Doris Miller (“Дорис Миллер”) — в честь американского моряка Второй мировой войны.
Авианосец CVN-80 станет третьим авианосцем класса Gerald R Ford и заменит USS Dwight D Eisenhower (CVN 69), находящийся в эксплуатации до 2029 года. Ожидается, что этот третий авианосец ВВС США вступит в строй в 2027 году.
Авианосцы класса Gerald R. Ford представляют собой новейшее поколение атомных авианосцев ВМС США, призванных заменить устаревающие корабли типа Nimitz. Первый корабль серии, USS Gerald R. Ford (CVN-78), был принят на вооружение в 2017 году, а всего планируется построить десять таких авианосцев, включая уже заложенные USS John F. Kennedy (CVN-79), USS Enterprise (CVN-80) и USS Doris Miller (CVN-81).
Одной из ключевых особенностей этого класса авианосцев является электромагнитная система запуска самолетов, которая заменила традиционные паровые катапульты. В сочетании с усовершенствованной аэрофинишерной системой, это значительно повышает темпы взлетно-посадочных операций — до 160 вылетов в день с возможностью увеличения до 220 в условиях интенсивных боевых действий.
Авиагруппа, размещенная на борту Gerald R. Ford может включать до 90 единиц летательных аппаратов, среди которых истребители F/A-18E/F Super Hornet, F-35C Lightning II, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения E-2D Advanced Hawkeye, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler, а также вертолеты MH-60R/S Seahawk и перспективные тяжелые дроны.
Несмотря на огромные размеры, экипаж на авианосцах Gerald R. Ford сокращен почти на 700 человек по сравнению с классом Nimitz благодаря высокой степени автоматизации. Всего на борту служат около 4500 человек, включая авиагруппу и штабные подразделения.
Однако передовые технологии обходятся дорого: стоимость головного корабля USS Gerald R. Ford составила 13,3 млрд. долларов. Несмотря на высокие затраты, ВМС США рассчитывают, что за счет снижения эксплуатационных расходов (экономия до $4 млрд за жизненный цикл по сравнению с Nimitz), эти авианосцы окупят вложения.