Тактическая планирующая авиационная бомба AGM-154 Joint Standoff Weapon (JSOW), производится американской промышленно-оборонной корпорацией Raytheon и была принята на вооружение ВВС и ВМС США в 1998 году. Авиационный планирующий боеприпас имеет три основных модификации применительно к тактико-техническим характеристикам и типу боевой части.
Планирующая авиабомба AGM-154 JSOW, в различных модификациях, находится на вооружении военно-воздушных сил таких стран, как Австралия, Польша, Канада, Финляндия, Нидерланды, Турция, Катар и Саудовская Аравия. 26 сентября 2024 года, президент США Джо Байден санкционировал передачу ВВС Украины управляемых авиабомб большой дальности AGM-154 JSOW, — о чем сообщает РБК ссылаясь на источники.
Стоимость авиабомбы JSOW зависит от модификации и года выпуска. Согласно общедоступным источникам, первый вариант авиационного планирующего боеприпаса AGM-154A конца 1990-х годов, обошелся Пентагону по цене в 280 000 долларов за единицу, а модификация AGM-154B получила среднюю цену в 484 000 долларов. Самой дорогой JSOW, является AGM-154C со средней экспортной стоимостью в 720 000 долларов.
Авиабомба AGM-154 JSOW при сброса с носителя на большой высоте (10-15 км) имеет дальность планирования до 130 км, при сбросе с малой высоты (500-1000 метров), ее радиус действия снижается до 22-24 км.
Высокая стоимость планирующих авиабомб класса AGM-154, вынудила оборонный комплекс США, в 2005 году, реализовать проект авиационных боеприпасов GBU (Guided Bomb Unit) с модулем планирования и коррекции JDAM (Joint Direct Attack Munition), в котором обычная “ленивая” авиабомба (Mark 81/82/83/84), оснащается модулем с крыльями для планирования и системой навигации и наведения.
Стоимость авиабомбы GBU JDAM обходится бюджету США в 40-70 тысяч долларов за единицу, что значительно дешевле, чем AGM-154 JSOW. По некоторым оценкам, за все время производства, было выпущено около 30-35 тысяч единиц AGM-154 и около 300 тысяч единиц GBU JDAM.
Модификации. Первым базовым вариантом JSOW, является AGM-154A с комбинированной кумулятивной и кассетной боевой частью (145 суббоеприпасов).
Второй модификацией боеприпаса “воздух-земля”, является планирующая авиабомба AGM-154B для поражения бронетехники с 6 единицами кумулятивных суббоеприпасов и с автономным наведением, которая использует терминальный искатель инфракрасного излучения.
Последним серийным вариантом 2005 года, стал AGM-154C с тандемной боевой частью, оснащенной двумя кумулятивными боеголовками Bomb Royal Ordnance, для поражения тяжелой бронетехники и бетонных укреплений.
Вариант AGM-154C имеет и свою модификацию 2016 года AGM-154C-1 JSOW-C1 с повышенной точностью наведения по GPS.
На базе AGM-154А, впоследствии, начали производить усовершенствованный боеприпас AGM-154A-1 JSOW-A1 с осколочно-фугасной боевой частью в 227 кг от “ленивой” авиабомбы Mark-82. Этот вариант имеет возможность оснащения турбореактивным двигателем Hamilton-Sundstrand TJ-150 для увеличения дальности.
Общие ТТХ. Авиабомба AGM-154 JSOW во всех модификациях использует инерциальное и GPS наведение, а в некоторых вариантах с кассетной БЧ (суббоеприпасы), оснащена дополнительно терминальным инфракрасным датчиком самонаведения).
Конфигурация по схеме высокоплана, внешний вид и аэродинамические характеристики AGM-154 JSOW, похожи и некотором смысле аналогичны, современным крылатым ракетам класса “воздух-земля”, таким как Х-69, Storm Shadow или AGM-158. При начале производства авиабомбы, предполагалось ее оснащение небольшим двигателем.
Дина авиабомбы AGM-154 составляет 4,06 метра, с размахом крыла 2,69 метра и диаметром 406-519 мм (зависит от модификации). Максимальный вес авиационного боеприпаса достигает 495 кг с массой ВВ до 108 кг.
Носители и применение на Украине. Тактической планирующей высокоточной авиабомбой AGM-154 Joint Standoff Weapon оснащаются истребители F/A-18 Hornet и F/A-18F Super Hornet палубной авиации ВМС США, а также истребитель-бомбардировщик F-15E Strike Eagle и многофункциональный истребитель 5-го поколения F-35A/C.
Легкие многоцелевые истребители 4-го поколения F-16 Fighting Falcon, имеют возможность нести на борту авиабомбу AGM-154 только в модификациях Block 40/50/60. Именно истребители F-16AM (одноместный) в варианте Block 50 ( Block 15 MLU) 1996-2000 года, были поставлены в августе 2024 года Нидерландами на Украину.
В конце 2024 года, 4 единицы F-16AM были уничтожены ракетами “Кинжал” ВКС РФ на аэродроме Староконстантинов в Хмельницкой области Украины.
С большей долей вероятности, ВВС Украины не смогут эффективно и на большой дальности применять авиабомбы AGM-154 с борта истребителей F-16, так как в зоне СВО, воздушное пространство плотно контролируется ЗРК средней/большой дальности ВКС РФ. Таким образом, сброс авиабомбы класса JSOW в зоне боевых действия на Украине, возможен только на малой или сверхмалой высоте с дальностью поражения до 24 км.