Ядерные «Томагавки» Трампа: что могут начать испытывать США в морской части стратегической триады

Президент США Дональд Трамп заявил, что поручил «Министерству войны начать испытание ядерного оружия на равной основе», добавив, что «процесс начнётся немедленно». Заявление прозвучало незадолго до его встречи с председателем КНР Си Цзиньпином. Американский лидер не уточнил, о каком виде испытаний идёт речь — об испытаниях систем доставки или о ядерных подземных взрывах, которые США не проводили более тридцати лет. Однако, многие аналитики считают, что США могут начать испытание ядерной боевой части для перспективной крылатой ракеты морского базирования SLCM-N, которая должна «воскресить» ядерные «Томагавки».

Фраза Трампа — «Because of other countries testing programs, I have instructed the Department of War to start testing our Nuclear Weapons on an equal basis» вносит большую путаницу в интерпретацию заявления, так как «testing» означает тестирование, проверку, лабораторное, симуляционное и неядерное моделирование и не всегда означает прямые испытания (nuclear test explosion), применительно к ядерному оружию.

Что может стоять за решением Трампа?

Пока неясно, имеет ли президент США в виду тестовые пуски носителей, которые регулярно проводятся и сейчас, или же речь идёт о так называемых «критических испытаниях» — взрывах с запуском цепной реакции. Последние такие испытания США провели 23 сентября 1992 года. С тех пор страна ограничивалась субкритическими экспериментами, не сопровождающимися ядерным взрывом.

Для сравнения, по данным Arms Control Association, Россия в последний раз проводила критический тест 24 октября 1990 года, а Китай — 29 июля 1996 года. Последний в мире ядерный взрыв, вызвавший цепную реакцию, был осуществлён КНДР 3 сентября 2017 года.

Таким образом, если Вашингтон действительно решит вернуться к подземным испытаниям, это станет первым подобным шагом за более чем три десятилетия. Аналитики считают, что заявление Трампа, вероятно, вызвано сообщениями о новых российских испытаниях ракеты «Буревестник» и подводного аппарата «Посейдон» которые оснащены ядерной силовой установкой.

Возвращение ядерных морских «Томагавков»

Последняя ядерная модификация крылатой ракеты морского базирования — BGM-109A TLAM-N (Tomahawk Land-attack Missile — Nuclear), оснащённая ядерной боеголовкой W80-0, была снята с вооружения ВМС США в 2010-2013 годах по решению администрации Обамы.

Эти ракеты, развёрнутые на подводных лодках и надводных кораблях, обеспечивали гибкий тактический ядерный потенциал флота, но были признаны избыточными на фоне стратегических баллистических ракет Trident II D5/D5LE2 развернутых на стратегических субмаринах. Все оставшиеся TLAM-N были демонтированы и переданы на хранение, а боеголовки W80-0 — переработаны.

В 2018 году, администрация Трампа и Пентагон предложил конгрессу на рассмотрение проект по созданию новой крылатой ракеты морского базирования SLCM-N (Sea‑Launched Cruise Missile — Nuclear) с ядерной боеголовкой, которая должна была заменить ядерный «Томагавки» снятые с вооружения Обамой, но программа так и оставалась нереализованной до 2020 года.

Однако, в 2020-х годах, обсуждение возврата морского тактического ядерного оружия вновь возникло. В отчёте Пентагона по ядерной политике (NPR-2020) предлагалось создать новую ядерную морскую крылатую ракету SLCM-N, которая должна заменить утраченный потенциал TLAM-N и стать «ответом на усиление России и Китая».

В 2022 году программа SLCM-N получила ограниченное финансирование на первичную разработку (НИОКР), но в 2023 году администрация Байдена попыталась закрыть проект, что вызвало сопротивление в Конгрессе. К осени 2025 года судьба программы оставалась неясной: в бюджетных документах NNSA фигурировали затраты на «предварительные исследования по интеграции маломощного ядерного заряда W80-4A в перспективную систему морского базирования».

Именно разработка ракеты морского базирования SLCM-N даёт основания предполагать, что Трамп мог подразумевать возобновление работ по SLCM-N, включая натурные испытания ядерной боеголовки.

Механизм принятия и исполнения решения

Эксперты отмечают, что процесс возобновления испытаний включает сложную цепочку решений и согласований.

Директор проекта ядерной информации Федерации американских учёных Ганс Кристенсен, в публикации издания TWZ поясняет, что Белый дом должен направить официальное распоряжение Министерству энергетики (DOE), которое через свои лаборатории начнёт подготовку к испытанию. Поскольку у США в настоящее время нет действующей программы ядерных взрывных тестов, Конгресс обязан выделить под это финансирование.

Директор по глобальным рискам Американской федерации учёных Джон Вольфсталь, в той же статье подтверждает, что проведение ядерного испытания потребует финансирования и организации работ со стороны DOE и Национального управления ядерной безопасности (NNSA).

Исполнительный директор Ассоциации по контролю над вооружениями Дарил Кимбалл добавляет, что, хотя президент имеет юридическое право инициировать этот процесс, фактическая реализация невозможна без одобрения и ассигнований Конгресса.

Кимбалл подчёркивает, что с 1990-х годов NNSA успешно поддерживает боеголовки в арсенале США в рабочем состоянии в рамках программы «поддержания запаса» — без применения ядерных взрывов, с помощью высокотехнологичных симуляций и лабораторных экспериментов.

Смысл испытаний и временной диапазон

Ядерные испытания, которые США проводили ранее, служили для проверки новых конструкций боеголовок — определения мощности взрыва, надёжности детонации и характеристик боевого заряда. Однако сейчас у США нет необходимости возвращаться к таким испытаниям для поддержания существующего арсенала, кроме как для испытания ядерной боеголовки для перспективных тактических ядерных крылатых ракет морского базирования.

Если речь в заявлении президента США идет о прямых ядерных взрывных тестах, то по мнению аналитиков, это будет неосуществимо в течение ближайших 18 месяцев (бюджет, логистика и подготовка) и, вероятно, спровоцирует ответные испытания со стороны России, Китая, Индии и Пакистана.

Согласно общедоступным данным, на подготовку простейшего подземного взрыва потребуется от шести до десяти месяцев, на проведение полностью инструментированного теста — от двух до трёх лет, а для испытания новой конструкции боеголовки — около пяти лет.