Вертолетоносцы проекта 23900 “Иван Рогов”: новая парадигма отечественного кораблестроения XXI века

Разработка универсальных десантных кораблей (УДК) проекта 23900 типа “Иван Рогов”, является частью долгосрочной стратегии модернизации Военно-морского флота Российской Федерации. Эти корабли по сути представляют из себя вертолетоносцы, которые призваны заменить УДК типа “Мистраль”, после отказа Франции в их передачи в 2014 году и стать самостоятельной основой для проектирования крупнотоннажных морских десантных средств отечественного производства. Проект 23900 воплощает собой развитие российской концепции УДК, приспособленной к требованиям современного боя, многоцелевого применения и работы в различных климатических зонах, включая Арктику.

Рендер УДК проекта 23900
Рендер УДК проекта 23900. Корабль способен нести на борту до 20 единиц вертолетов, а также до 4-х десантных катеров типа 11770 “Серна”. Эти катера с грузоподъемностью до 45 тонн, берут на борт 1 танк или 2 ББМ или 92 морских пехотинца (рота)

Начало разработки

Первоначальный толчок к проектированию УДК отечественного производства был дан в 2014 году, когда Франция отказалась от поставки двух кораблей типа “Мистраль”, построенных для ВМФ России. Этот шаг обусловил необходимость создания полностью импортонезависимых вертолетоносцев, адаптированной под национальные технические стандарты, логистику, вооружение и климатические условия.

В 2015-2018 годах рассматривались конкурирующие концепты десантных вертолетоносцев, различающиеся по тоннажу, конструктивному исполнению и целевому применению. Однако окончательное предпочтение было отдано новому проекту 23900, разработанному Зеленодольским проектно-конструкторским бюро (ЗПКБ). В 2020 году, два головных корабля — “Иван Рогов” и “Митрофан Москаленко” были заложены на судостроительном заводе “Залив” в Керчи.

23900 "Иван Рогов". Макет
Макет вертолетоносца проекта 23900 “Иван Рогов”

Конструктивные особенности и архитектура корпуса

Проект 23900 предусматривает корабли первого ранга океанской зоны, со стандартным водоизмещением порядка 30 000 тонн и полным — до 40 000 тонн. Общая длина корпуса достигает 220 метров при ширине до 50 метров на уровне полётной палубы и осадке 8 метров. Конструкция базируется на блочно-модульном принципе сборки, что позволяет существенно ускорить процесс строительства и интеграции внутренних систем.

Отсутствие броневой защиты компенсируется мощной системой противовоздушной обороны и повышенными возможностями обнаружения угроз. Отдельное внимание уделено размещению штабных помещений, изолированных зон управления, а также улучшенной обитаемости для экипажа и десанта.

На корабле предусмотрены ангар для вертолётов и бронетехники, доковая камера для десантных катеров, технические отсеки и хранилища материально-технического снабжения.

Энергетическая установка и ходовые характеристики

Главная энергетическая установка выполнена по схеме CODAG — с комбинированной дизель-газотурбинной. В её состав входят два дизель-газотурбинных агрегата М55Р, каждый из которых состоит из дизеля 10Д49 мощностью 5200 л.с. (производства Коломенского завода) и газовой турбины М90ФР мощностью 27 500 л.с. (разработки ОДК “Сатурн”).

Общая мощность силовой установки вертолетоносца проекта 23900 “Иван Рогов” составляет 65 400 л.с., что обеспечивает скорость полного хода до 22 узлов и дальность плавания около 6000 морских миль. Автономность оценивается в 60 суток, что позволяет кораблю действовать на удалённых театрах без постоянного базирования.

Особенностью проекта является возможность функционирования в арктических широтах. Благодаря усиленному корпусу и адаптации к взаимодействию с ледоколами, УДК проекта 23900 могут выполнять задачи в северных морях, включая Северный морской путь.

Транспортные и десантные возможности

Основной задачей универсального десантного корабля-вертолетоносца, является проецирование силы за пределами территориальных вод. Корабль способен транспортировать до 1000 морских пехотинцев и до 75 единиц боевой техники, включая бронетранспортёры, ББМ, БМП и основные боевые танки массой до 45 тонн. Доковая камера позволяет размещать до четырёх десантных катеров типа БК-16 или проекта 11770 “Серна”.

Часть десантных средств размещается на спонсонных (выступающих) площадках и в кормовой части, а при необходимости возможна трансформация части пространства под дополнительную бронетехнику или модульные грузовые контейнеры. Это делает корабль гибкой платформой для проведения как высадок так и эвакуационных операций.

Авиационная компонента

На борту корабля может размещаться до 20 палубных вертолётов и до 4 разведовательно-ударных дронов. Авиагруппу предполагается оснастить ударными Ка-52К, транспортно-боевыми Ка-29, противолодочными Ка-27, а также радиолокационными Ка-31. В перспективе предусмотрено включение новейших вертолётов Ка-65 (ОКР “Минога”), специально разрабатываемых под условия эксплуатации на подобных перспективных УДК.

Вертолёты могут применяться как для огневой поддержки морского десанта, так и для эвакуации раненых, транспортировки грузов и патрулирования акватории. Вертолётный ангар и технические помещения обеспечивают круглосуточное обслуживание и быструю подготовку летательных аппаратов к вылету.

Вооружение и системы управления

Вертолетоносцы проекта 23900 “Иван Рогов” оснащаются современными средствами противовоздушной обороны ближнего действия (до 10 км). Это два зенитных ракетно-артиллерийских комплекса “Панцирь-М” и одна 30-мм автоматическая установка АК-630М-2 “Дуэт”. Вооружение ориентировано на отражение атак с воздуха, включая противокорабельные ракеты, дроны и низколетящие цели.

Особое внимание уделено интеграции информационно-управляющей системы (ИУИС), разработку которой предложил концерн “Моринформсистема-Агат”.

ИУИС предназначена для обеспечения связи, управления авиацией и десантом, объединения сенсорного поля корабля и работы в качестве штаба оперативного соединения флота. Подобная система может стать технологическим аналогом центров управления флотом на кораблях типа LHD (десантный вертолетоносец) и LHA (ударный вертолетоносец) ВМС США.

Сравнение с иностранными аналогами

По своим габаритам и функционалу, вертолетоносцы проекта 23900 близки к французским кораблям типа “Мистраль” и американским вертолетоносцам класса Wasp. Однако в отличие от них, российские корабли проектируются с учётом арктической специфики и универсальности в применении.

Французский “Мистраль” обладает меньшей осадкой и более лёгкой конструкцией, но уступает в объёмах палуб и адаптации к суровым климатическим условиям.

Американские аналоги, обладая значительно большей авиагруппой и возможностью базирования самолётов вертикального взлёта, превосходят российский проект в авиационном компоненте, однако УДК 23900 выигрывает в универсальности конструкции и полной автономности производства, включая энергетическую установку и бортовую электронику.

Перспективы ввода в строй

Сдача головного корабля “Иван Рогов” ожидается в 2027 году, второго — в 2028 году. Продолжение серии будет зависеть от результатов опытной эксплуатации и оценки эффективности на флоте. Первый вертолётоносец войдет в состав Тихоокеанского флота, а второй — Черноморского. На фоне нарастающей активности в Арктике и Азиатско-Тихоокеанском регионе, УДК проекта 23900 становятся ключевым элементом российской морской политики XXI века.