Управляемая ракета Р-37М класса “воздух-воздух” большой дальности

Р-37М является российской управляемой ракетой (УР) класса “воздух-воздух” дальнего радиуса действия, разработанная ГНПП “Вымпел” в рамках модернизации семейства ракет Р-33. Этот авиационный высокоточный боеприпас предназначен для поражения высокоманевренных воздушных целей, включая средневысотные дроны класса MALE, многофункциональные оперативно-тактические истребители, стратегические бомбардировщики, вертолеты и крылатые ракеты, находящиеся за пределами зоны видимости. Принятая на вооружение в 2020 году, УР Р-37М является одной из самых дальнобойных ракет своего класса в мире, обладая уникальным сочетанием скорости, дальности и боевой эффективности.

УР Р-37М
УР Р-37М имеет начальную скорость до 6 Махов и дальность пуска 200-400 км (зависит от высоты носителя)

Стоимость и аналоги

По некоторым оценкам, средняя стоимость экспортного варианта ракеты под аббревиатурой РВВ-БД (RVV-BD) и ограниченной дальностью до 200 км — варьируется от 1,3-1,5 млн долларов в зависимости от комплектации и объема контракта.

В модификации УР Р-37М для истребителей ВКС РФ, это ракета обладая дальностью до 400 км, не имеет аналогов в мире. Однако по способу наведения и концептуальной реализации тактики воздушного боя, российская ракета похожа на американские AIM-120D AMRAAM, AIM-174B и AIM-260 JATM (перспективная), китайскую PL-21 и европейскую MBDA Meteor.

Конструктивные особенности и скорость

Р-37М выполнена по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенными крыльями и крестовидным хвостовым оперением. Длина ракеты составляет 4,06 метра, диаметр — 0,38 метра с размахом стабилизаторов в 0,72 метра. Масса ракеты около 510 кг, из которых до 60 кг приходится на осколочно-фугасную боевую часть. Конструкция ракеты обеспечивает высокую устойчивость на всех этапах полёта, включая полёт вне зоны прямой видимости цели.

Твердотопливный маршевый двигатель обеспечивает Р-37М максимальную скорость до 6 Махов, что позволяет ей поражать цели с минимальным временем подлета, критичным при атаке на самолёты с мощными средствами РЭБ или уклоняющиеся с применением манёвра и помех. Известен факт о поражении российским Су-30СМ2 на большой дистанции, в небе украинского ТВД, истребителя СУ-27 ВВС Украины.

Наведение и боевая часть

Ракета оснащена комбинированной системой управления: инерциальной с радиокоррекцией на маршевом участке и активной радиолокационной ГСН на финальной траектории. Головка самонаведения 9Б-1388 обеспечивает захват цели на дистанции до 40 км и устойчива к радиопротиводействию.

Методы наведения предполагают комбинированную схему: инерциальное наведение с возможностью внешней радиокоррекции (в том числе по каналам от радара носителя или других платформ) на маршевом участке, а также активный режим радиолокационного самонаведения в финальной фазе. Такая схема увеличивает гибкость применения ракеты, включая стрельбу вне радиогоризонта и работу по целям, находящимся за пределами зоны прямой видимости радара носителя.

Боевая часть ракеты выполнена по осколочно-фугасной схеме с радиовзрывателем. Её эффективность обеспечивается не только массой и плотностью поражающих элементов, но и алгоритмом подрыва вблизи цели, даже при активном маневрировании последней. Взрыватель позволяет выполнять подрыв на различных высотах и при любых углах атаки, в том числе при встречных курсах.

Высота пуска и дальность

При запуске ракеты с истребителя на высоте 15-18 км и при высокой скорости носителя (2,0–2,5 Маха), УР Р-37М способна развить оптимальную баллистическую траекторию в разреженных слоях атмосферы. В этих условиях достигается её максимальная дальность — до 400 км.

Такая дальность обеспечивается за счёт минимального сопротивления воздуха, максимально эффективного использования маршевого твердотопливного двигателя и аэродинамической устойчивости ракеты в разреженной атмосфере.

При запуске ракеты с низколетящего самолёта-носителя, например с Су-35С на высоте до 1 км, дальность резко сокращается из-за плотной атмосферы, высоких аэродинамических потерь и невозможности выхода на оптимальную траекторию. В этом случае реальная дальность не превышает 120-200 км, особенно если цель находится на аналогичной низкой высоте.

Основным носителем ракеты является модернизированный перехватчик МиГ-31БМ, способный нести до 4 ракет Р-37М. Кроме того, ракета интегрирована в бортовое вооружение многофункциональных истребителей Су-35С и Су-57.

Двигатель

На ракете Р-37М установлен твердотопливный однорежимный маршевый ракетный двигатель с форсажной тягой, разработанный на основе технологии, применённой в ракете Р-33, но с существенно улучшенными характеристиками.

Это не просто стандартный твердотопливный двигатель, а высокоэнергетический двигатель с форсированным горением, предназначенный для достижения гиперзвуковой скорости (до 6 Махов) за короткое время. Он относится к категории ускорительно-маршевых ракетных двигателей с комбинированным зарядом — заряды топлива разной плотности и скорости горения размещаются в корпусе для оптимизации тяги на различных участках траектории.

Хотя двигатель работает по одноступенчатой схеме и одноимпульсно (т. е. без возможности изменения тяги в полёте), он обеспечивает эффективный набор скорости и дальность за счёт точного распределения тяговых характеристик по времени горения. Эта схема позволяет ракете сначала быстро набирать скорость.

Таким образом, двигатель Р-37М представляет собой форсированный твердотопливный РДТТ однорежимного типа с повышенной энергоотдачей, оптимизированный под условия гиперзвукового полёта на больших высотах.