TCG Anadolu: турецкий “плавающий бастион” и региональная ставка на проекцию силы

Универсальный десантный корабль (УДК) TCG Anadolu, является самой масштабной военно-морской единицей в истории современной Турции. Его появление — это результат нового стратегического мышления Анкары, в рамках которого Турция делает ставку на экспедиционные возможности, гибридную мощь и региональное доминирование в регионе с помощью УДК, на палубе которого базируется не только вертолеты, но и различные типы тяжелых ударных дронов типа Bayraktar TB3 или Baykar Kızılelma.

Универсальный десантный корабль TCG Anadolu (борт L-400) берет на борт до 1200 морских пехотинцев, до 10 вертолётов и до 12 единиц тяжелых ударных дронов и около 30 единиц бронетехники включая танки

Общие характеристики и вооружение

TCG Anadolu имеет полное водоизмещение около 27 000 тонн. Его длина составляет 231 метр, а ширина — 32 метра. Корабль оснащён пятью дизель-электрическими энергетическими установками, позволяющей развивать скорость до 21 узла и обеспечивать дальность хода около 9 000 морских миль на скорости в 15 узлов. Экипаж УДК состоит примерно из 250 человек, при этом корабль способен принять до 1 200 морских пехотинцев или военнослужащих других родов войск.

Палуба корабля рассчитана на одновременное размещение 6-10 вертолётов и несколько БпЛА. Внутри расположены ангары, подъемные лифты, отсеки для дронов, командный центр, медицинский модуль и доковая камера для десантных катеров. Корабль способен действовать как автономная экспедиционная база с элементами мобильного штаба, госпиталя и аэродрома для БпЛА.

Вооружение корабля представлено 20-мм артиллерийскими пушечными зенитными ракетными комплексами ближнего радиуса действия типа Phalanx, легким зенитно-ракетным RIM-116, а таже 25-мм артиллерийскими корабельными Aselsan.

Воздушная группа и отказ от F-35B

Изначально TCG Anadolu задумывался как лёгкий авианосец с возможностью эксплуатации 12 единиц палубных истребителей 5-го поколения F-35B STOVL (короткий взлёт и вертикальная посадка). Однако, после исключения Турции из программы F-35 в 2019 году, проект был вынужден пройти трансформацию. Анкара быстро отреагировала, сместив концепт корабля в сторону использования беспилотных летательных аппаратов.

На 2025 год, Anadolu адаптирован под эксплуатацию палубных версий тяжелого разведовательно-ударного дрона Bayraktar TB3 массой в 1,5 тонны с вооружением, а также перспективного сверхзвукового реактивного дрона Baykar MIUS Kızılelma (скорость до 1100 км/ч) массой в 6 тонн, обладающего повышенными ударными возможностями с ракетой SOM-J и боевым радиусом действия до 930 км.

На текущий период, авиационная группа TCG Anadolu представлена 6 единицами вертолетов типа ударных T129 ATAK или SH-60 Seahawk и 4 единицами тяжелых транспортных десантных CH-47 Chinook. Кроме этого, на палубе УДК или во внутренних отсеках могут размещаться до 12 единиц различных типов БпЛА самолетного типа для взлета с палубы с помощью носового трамплина.

Турция стала первым государством, реализовавшим на практике концепцию “дроносносца” — универсального корабля, приспособленного преимущественно для ударных беспилотников морского базирования, не считая Ирана с его дрононосцем “Шахид Бахман Багери”, который является переоборудованным в период с 2022 по 2024 год контейнеровозом Perarin.

Десантная группа

Внутренние отсеки TCG Anadolu сконфигурированы по принципу функциональной сегментации, что позволяет гибко управлять логистикой, размещением и выгрузкой техники, грузов и личного состава.

Для транспортировки и размещения десантного груза, предусмотрено специальное помещение площадью 1880 м². Оно вмещает как стандартные 20-футовые контейнеры формата TEU, так и до 27 гусеничных бронемашин-амфибий AAV (Assault Amphibious Vehicle), что делает Anadolu способным к самостоятельной высадке десанта на берег без опоры на портовую инфраструктуру.

Ключевым элементом экспедиционной гибкости корабля, является доковая камера площадью 1165 м². В зависимости от задач и типа операции она может быть конфигурирована для размещения четырёх десантных катеров LCM-6 (традиционные “жесткие” катера для перевозки бронетехники), двух катеров на воздушной подушке типа LCAC (с возможностью доставки тяжёлой техники на необорудованное побережье), либо двух десантных катеров типа LCVP (малые катера для быстрого десанта личного состава).

Такое разнообразие в десантных средствах — важный аргумент в пользу универсальности корабля при действиях в многообразных прибрежных и приокеанических зонах.

Для перевозки тяжёлой бронетехники на борту TCG Anadolu предусмотрен отсек площадью 1410 м². Здесь могут быть размещены до 29 основных боевых танков, в том числе турецких Altay, а также десантно-штурмовые машины и стандартные контейнеры. Такая компоновка позволяет кораблю не просто обеспечивать логистику, а формировать полноценную ударную группировку, включающую огневую поддержку и броневую проходимость на берегу.

Стоит отметить, что несмотря на то, что на Anadolu реализованы отдельные отсеки для для легкой и тяжелой бронетехники — УДК не может брать на борт одновременно такое количество техники (около 60 единиц), имея ограничение по грузоподъёмности, применительно к водоизмещению.

Десантная концепция Anadolu

Высадка десанта с борта TCG Anadolu реализуется по многоступенчатой и гибкой схеме, сочетающей десантные катера, внутреннюю логистику и авиационную поддержку.

Сердцем этой системы служит доковая камера в кормовой части корабля. Она функционирует как внутренний порт: в момент начала операции корабль снижает скорость, стабилизируется в воде, после чего частично затапливает док, позволяя десантным катерам выйти на внешнюю акваторию.

В зависимости от конфигурации операции в доке могут находиться либо катера LCM-6, способные перевозить бронетехнику и личный состав, либо более тяжёлые катера на воздушной подушке LCAC, которые легко добираются до необорудованного побережья. В случае необходимости корабль может использовать и малые катера LCVP для быстрой высадки пехоты.

Одновременно с работой дока начинается движение техники внутри корабля. Пространство TCG Anadolu организовано по принципу модульной логистики: тяжёлая и лёгкая техника, включая танки и бронетранспортёры, располагается в специальных грузовых отсеках. Межпалубные рампы, наклонные мостики и лифты позволяют перемещать технику между уровнями, направляя её к доку или к кормовым воротам.

Вся эта инфраструктура построена так, чтобы минимизировать время подготовки к выгрузке и исключить “узкие места” в потоке техники. В случае воздушной высадки, тяжёлая техника готовится к погрузке на катера, а десантные группы получают возможность высадки с воздуха в тактической глубине прибрежной зоны, используя CH-47 Chinook, которые могут перебрасывать до взвода пехоты за один боевой вылет.

Пока штурмовые катера выходят из дока, корабль начинает использовать свою палубу в качестве полноценной аэродромной площадки. С неё поднимаются ударные и транспортные вертолёты, а также палубные беспилотники. Наиболее важной задачей вертолётов на этом этапе является не только доставка десанта, но и обеспечение тактической поддержки — подавление огневых точек вертолетами T129 ATAK, а также воздушная разведка, целеуказание и эвакуация раненых.

Таким образом, процесс высадки с TCG Anadolu организован как синхронизированная операция, в которой корабль действует как экспедиционная база: он выпускает волны техники и пехоты, координирует воздушную поддержку и одновременно управляет логистикой на борту.

Эта схема позволяет кораблю действовать автономно, без необходимости опоры на береговую инфраструктуру, и высаживать боевые силы на побережьях любой степени подготовленности. Универсальность конфигурации позволяет Турции применять Anadolu в широком спектре военно-морских сценариев.

Истоки проекта

Идея строительства TCG Anadolu родилась в 2015-2016 годах, в рамках программы по расширению боевых возможностей турецких ВМС и локализации производства крупнотоннажных военных кораблей. За основу проекта был взят испанский УДК Juan Carlos I от компании Navantia. Соглашение предусматривало трансфер технологий, однако ключевым условием стала локализация: более 70% всех компонентов были произведены на предприятиях в Турции, включая корпус, энергетику и элементы командной инфраструктуры.

Корабль был заложен в апреле 2016 года, спущен на воду в 2019 году и передан флоту в апреле 2023 года. Весь процесс сопровождался активной поддержкой правительства, подававшего проект как пример турецкой “военной независимости”.

Аналоги

Прямым аналогом турецкого УДК, является испанский Juan Carlos I, на его базе и создан Anadolu. Оба корабля похожи по архитектуре и десантным возможностям, но турецкая версия адаптирована под использование БпЛА и отказ от F-35B.

Французский Mistral — близкий по задачам УДК, способный перевозить до батальона морпехов, бронетехнику и 16 вертолётов.

Итальянский Trieste — более крупный, может нести на палубе F-35B. Обладает авианосной составляющей и большими десантными возможностями.

Южнокорейский Dokdo и японский Izumo — азиатские аналоги. Первый — типичный УДК с акцентом на противолодочную борьбу. Второй — фактически лёгкий авианосец, рассчитанный на палубные вариант F-35B.

Американские America и Wasp — могут нести до 20 самолётов и 1700 морпехов. Это уже полноценные авианесущие УДК с глобальным размахом.

Российский проект 23900 “Иван Рогов” — тяжёлый УДК водоизмещением до 40 000 тонн. Планируется размещение 16 вертолётов, до 1000 десантников и десантные катера.