22 апреля 2025 года, в районе Саросского залива в Средиземном море, состоялось ключевое событие для турецких ВМС и национального оборонно-промышленного комплекса. Тяжёлый ударный разведывательный дрон Bayraktar TB3 класса MALE, разработанный компанией Baykar, впервые выполнил серию автономных вылетов с палубы универсального десантного корабля (ELR) TCG Anadolu без использования традиционной взлётно-посадочной системы.

По официальным данным, на которые ссылаются СМИ Турции, за один день, было выполнено четыре вылета с полной автоматизацией процедур взлёта, полёта и посадки. Один из них прошёл в условиях сниженной видимости, что особенно подчёркивает высокий уровень “зрелости” навигационных алгоритмов и искусственного интеллекта (ИИ), лежащего в основе управляющих систем TB3.
ТТХ турецкого дрона
Bayraktar TB3 является разведывательно-ударным беспилотником средней высоты и большой продолжительности полёта (MALE-class), созданный специально для базирования на кораблях с ограниченной палубной инфраструктурой.
Ключевые характеристики TB3:
- Двигатель: турбодизельный PD-170;
- Размах крыла: складывающееся крыло палубной архитектуры размещения в 14 метров;
- Длина: 8,35 метра;
- Максимальный взлетный вес: около 1,5 тонны;
- Продолжительность полёта: более 21 часа;
- Средняя высота: 7 км;
- Максимальная скорость: до 300 км/ч;
- Боевой радиус: до 1900 км;
- Полезная нагрузка: до 280 кг;
- Каналы связи: LOS (прямая видимость) и BLOS (за пределами прямой видимости);
- Вооружение: управляемые боеприпасы класса “воздух-поверхность” с ИНС/ГНСС и лазерным наведением, ракеты класса “воздух–воздух”.
Важное отличие TB3 — возможность применения в сетецентрических сценариях, где он способен действовать в составе беспилотных группировок с распределением задач и передачей целеуказания между платформами.
Кроме этого, в ходе отдельного тестового полёта был установлен рекорд продолжительности непрерывного полёта — 32 часа и дальность 5 700 км, что даёт TB3 расширенные возможности для операций в глубоких морских зонах и районах с развёрнутыми системами ПВО.
Удар за пределами горизонта
TB3 уже доказал свою боевую эффективность в марте 2025 года, когда в рамках испытаний применил ракету “Кеманкеш-1” (Bayraktar KEMANKEŞ 1) по цели за пределами прямой видимости, получив целеуказание от другого беспилотника Bayraktar TB2. Это подтверждает способность TB3 действовать в составе многоуровневой иерархии дронов различного класса, объединённой в единую информационно-ударную сеть.
KEMANKEŞ-1 спроектирована для ударов по стратегическим целям за линией фронта, включая пункты управления, склады боеприпасов и радиолокационные станции. Особенностью ракеты является высокая автономность и точность поражения, достигаемая за счёт системы автопилота и оптического наведения с ИИ.
Тактико-технические характеристики KEMANKEŞ-1:
- Запуск: с дронов TB2, TB3 и Akıncı;
- Двигатель: реактивный;
- Время полёта: до 1 часа;
- Условия применения: днём и ночью, в сложной метеообстановке;
- Наведение: оптика + ИИ, адаптация в реальном времени;
Переориентация TCG Anadolu после провала с F-35B
Испытания ударного беспилотного летательного аппарата Bayraktar TB3 с борта универсального десантного корабля TCG Anadolu стали ключевым событием в развитии турецкой морской авиации. Однако за технологической демонстрацией скрывается более глубокий контекст: Анкара оказалась перед необходимостью кардинального пересмотра концепции применения своего первого корабля с авианесущими возможностями. Причина этого – срыв поставок истребителей пятого поколения F-35B, изначально предназначавшихся для оснащения TCG Anadolu.
TCG Anadolu остался без истребителей: последствия отказа США
TCG Anadolu был построен по проекту испанского УДК Juan Carlos I и задумывался как лёгкий авианосец, способный нести самолёты с укороченным взлётом и вертикальной посадкой. В частности, речь шла о самолётах F-35B, которые должны были стать основой корабельной авиации Турции. Однако, в 2019 году, США исключили Турцию из программы F-35 после приобретения Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Этот шаг полностью изменил планы: страна осталась с авианосцем без истребителей.
Беспилотная альтернатива: новый курс Анкары
В этих условиях турецкие власти приняли стратегическое решение переориентировать концепцию TCG Anadolu на размещение беспилотных летательных аппаратов. Это стало не только вынужденной адаптацией, но и возможностью развить собственные технологические решения в области беспилотной авиации. Компания Baykar, уже завоевавшая мировое признание благодаря TB2 и Akıncı, получила задачу создать ударный корабельный БПЛА — таким аппаратом стал TB3.
TB3 как ядро морской ударной беспилотной группировки
TB3 создавался как дрон палубного базирования со складывающимся крылом, способный к автономному взлёту и посадке. Его система управления включает в себя алгоритмы на базе искусственного интеллекта, позволяющие аппарату действовать в сложных условиях, включая пониженную видимость. Помимо этого, TB3 интегрируется в сетецентрические боевые контуры и может использовать управляемые боеприпасы различного класса, включая ракеты класса “воздух–воздух”.
Новый формат авианосца: “дрононосец” для A2/AD-среды
Февральские и мартовские испытания TB3 на борту TCG Anadolu стали практической демонстрацией того, как Турция реализует новую концепцию “дрононосца”. Это также отвечает вызовам, связанным с действием в A2/AD-среде — в терминах НАТО, это регионы, насыщенные системами ПВО, РЭБ и высокотехнологичным вооружением противника, где пилотируемая авиация несёт высокие риски.
TB3 может действовать там, где истребители пятого поколения могли бы быть уязвимы. Особенно это актуально в Чёрном, Эгейском и Восточном Средиземноморье — зонах, где Турция имеет растущий интерес и сталкивается с конкуренцией со стороны Греции, Египта и России.
Стратегия суверенитета: отказ от зависимости от Запада
Таким образом, Турция стремится создать собственную, независимую от внешних поставок, беспилотную морскую ударную архитектуру. Это не просто попытка компенсировать потерю F-35B, а выстраивание новой модели морской авиации, опирающейся на дроны, автономию и искусственный интеллект. Такая система может быть менее уязвимой, более гибкой и при этом соответствовать требованиям будущего боя в условиях информационного доминирования и сетевой координации.
Турция, не получив западные технологии, делает ставку на свои. И судя по темпам испытаний и интеграции TB3 и других систем, эта ставка может оказаться выигрышной. Модель морской дроновой авиации, развиваемая Анкарой, потенциально может стать новым глобальным трендом — не только в условиях ограниченного доступа к передовым платформам, но и как элемент будущей войны, где решающую роль играют информация, автономия и скорость принятия решений.