Bayraktar TB3 совершил первый автономный взлёт с палубы УДК Anadolu: Турция делает ставку на беспилотное господство на море

22 апреля 2025 года, в районе Саросского залива в Средиземном море, состоялось ключевое событие для турецких ВМС и национального оборонно-промышленного комплекса. Тяжёлый ударный разведывательный дрон Bayraktar TB3 класса MALE, разработанный компанией Baykar, впервые выполнил серию автономных вылетов с палубы универсального десантного корабля (ELR) TCG Anadolu без использования традиционной взлётно-посадочной системы.

Bayraktar TB3 класса MALE садится на палубу УДК Anadolu
Тяжёлый ударный разведывательный дрон Bayraktar TB3 класса MALE (средневысотный) садится на палубу УДК Anadolu 22 апреля 2025 года

По официальным данным, на которые ссылаются СМИ Турции, за один день, было выполнено четыре вылета с полной автоматизацией процедур взлёта, полёта и посадки. Один из них прошёл в условиях сниженной видимости, что особенно подчёркивает высокий уровень “зрелости” навигационных алгоритмов и искусственного интеллекта (ИИ), лежащего в основе управляющих систем TB3.

ТТХ турецкого дрона

Bayraktar TB3 является разведывательно-ударным беспилотником средней высоты и большой продолжительности полёта (MALE-class), созданный специально для базирования на кораблях с ограниченной палубной инфраструктурой.

Ключевые характеристики TB3:

  • Двигатель: турбодизельный PD-170;
  • Размах крыла: складывающееся крыло палубной архитектуры размещения в 14 метров;
  • Длина: 8,35 метра;
  • Максимальный взлетный вес: около 1,5 тонны;
  • Продолжительность полёта: более 21 часа;
  • Средняя высота: 7 км;
  • Максимальная скорость: до 300 км/ч;
  • Боевой радиус: до 1900 км;
  • Полезная нагрузка: до 280 кг;
  • Каналы связи: LOS (прямая видимость) и BLOS (за пределами прямой видимости);
  • Вооружение: управляемые боеприпасы класса “воздух-поверхность” с ИНС/ГНСС и лазерным наведением, ракеты класса “воздух–воздух”.

Важное отличие TB3 — возможность применения в сетецентрических сценариях, где он способен действовать в составе беспилотных группировок с распределением задач и передачей целеуказания между платформами.

Кроме этого, в ходе отдельного тестового полёта был установлен рекорд продолжительности непрерывного полёта — 32 часа и дальность 5 700 км, что даёт TB3 расширенные возможности для операций в глубоких морских зонах и районах с развёрнутыми системами ПВО.

Удар за пределами горизонта

TB3 уже доказал свою боевую эффективность в марте 2025 года, когда в рамках испытаний применил ракету “Кеманкеш-1” (Bayraktar KEMANKEŞ 1) по цели за пределами прямой видимости, получив целеуказание от другого беспилотника Bayraktar TB2. Это подтверждает способность TB3 действовать в составе многоуровневой иерархии дронов различного класса, объединённой в единую информационно-ударную сеть.

KEMANKEŞ-1 спроектирована для ударов по стратегическим целям за линией фронта, включая пункты управления, склады боеприпасов и радиолокационные станции. Особенностью ракеты является высокая автономность и точность поражения, достигаемая за счёт системы автопилота и оптического наведения с ИИ.

Тактико-технические характеристики KEMANKEŞ-1:

  • Запуск: с дронов TB2, TB3 и Akıncı;
  • Двигатель: реактивный;
  • Время полёта: до 1 часа;
  • Условия применения: днём и ночью, в сложной метеообстановке;
  • Наведение: оптика + ИИ, адаптация в реальном времени;

Переориентация TCG Anadolu после провала с F-35B

Испытания ударного беспилотного летательного аппарата Bayraktar TB3 с борта универсального десантного корабля TCG Anadolu стали ключевым событием в развитии турецкой морской авиации. Однако за технологической демонстрацией скрывается более глубокий контекст: Анкара оказалась перед необходимостью кардинального пересмотра концепции применения своего первого корабля с авианесущими возможностями. Причина этого – срыв поставок истребителей пятого поколения F-35B, изначально предназначавшихся для оснащения TCG Anadolu.

TCG Anadolu остался без истребителей: последствия отказа США

TCG Anadolu был построен по проекту испанского УДК Juan Carlos I и задумывался как лёгкий авианосец, способный нести самолёты с укороченным взлётом и вертикальной посадкой. В частности, речь шла о самолётах F-35B, которые должны были стать основой корабельной авиации Турции. Однако, в 2019 году, США исключили Турцию из программы F-35 после приобретения Анкарой российских зенитно-ракетных комплексов С-400. Этот шаг полностью изменил планы: страна осталась с авианосцем без истребителей.

Беспилотная альтернатива: новый курс Анкары

В этих условиях турецкие власти приняли стратегическое решение переориентировать концепцию TCG Anadolu на размещение беспилотных летательных аппаратов. Это стало не только вынужденной адаптацией, но и возможностью развить собственные технологические решения в области беспилотной авиации. Компания Baykar, уже завоевавшая мировое признание благодаря TB2 и Akıncı, получила задачу создать ударный корабельный БПЛА — таким аппаратом стал TB3.

TB3 как ядро морской ударной беспилотной группировки

TB3 создавался как дрон палубного базирования со складывающимся крылом, способный к автономному взлёту и посадке. Его система управления включает в себя алгоритмы на базе искусственного интеллекта, позволяющие аппарату действовать в сложных условиях, включая пониженную видимость. Помимо этого, TB3 интегрируется в сетецентрические боевые контуры и может использовать управляемые боеприпасы различного класса, включая ракеты класса “воздух–воздух”.

Новый формат авианосца: “дрононосец” для A2/AD-среды

Февральские и мартовские испытания TB3 на борту TCG Anadolu стали практической демонстрацией того, как Турция реализует новую концепцию “дрононосца”. Это также отвечает вызовам, связанным с действием в A2/AD-среде — в терминах НАТО, это регионы, насыщенные системами ПВО, РЭБ и высокотехнологичным вооружением противника, где пилотируемая авиация несёт высокие риски.

TB3 может действовать там, где истребители пятого поколения могли бы быть уязвимы. Особенно это актуально в Чёрном, Эгейском и Восточном Средиземноморье — зонах, где Турция имеет растущий интерес и сталкивается с конкуренцией со стороны Греции, Египта и России.

Стратегия суверенитета: отказ от зависимости от Запада

Таким образом, Турция стремится создать собственную, независимую от внешних поставок, беспилотную морскую ударную архитектуру. Это не просто попытка компенсировать потерю F-35B, а выстраивание новой модели морской авиации, опирающейся на дроны, автономию и искусственный интеллект. Такая система может быть менее уязвимой, более гибкой и при этом соответствовать требованиям будущего боя в условиях информационного доминирования и сетевой координации.

Турция, не получив западные технологии, делает ставку на свои. И судя по темпам испытаний и интеграции TB3 и других систем, эта ставка может оказаться выигрышной. Модель морской дроновой авиации, развиваемая Анкарой, потенциально может стать новым глобальным трендом — не только в условиях ограниченного доступа к передовым платформам, но и как элемент будущей войны, где решающую роль играют информация, автономия и скорость принятия решений.