Создание МиГ-41: откуда «дует ветер» на российский истребитель 6-го поколения

В октябре 2025 года, западная пресса начала в очередной раз публиковать материалы с аргументами невозможности создания Россией истребителя-перехватчика 6-го поколения МиГ-41. Так, журналист издания National Security Journal Стивен Сильвер, слова которого цитирует «МК», заявил, что данный самолет, обладающий потенциалом для выхода в ближний космос и достижения скорости 4,3 Маха, едва ли будет реализован, поскольку не преодолеет стадию проектирования. Попробуем разобраться, существует ли на самом деле проект создания этого перспективного самолета и каковы могут быть его фактические аэродинамические и тактические характеристики, применительно к скорости и радиусу действия.

МиГ-41
Один из неофициальных рендер-изображений перспективного истребителя-перехватчика 6-го поколения МиГ-41

Шум в западной прессе, применительно к новому перспективному российскому истребителю, поднялся после заявления генерал-майора авиации и залуженного летчика России Владимира Попова, который рассказал изданию RT в сентябре 2025 года о разработке в рамках проекта ПАК ДП нового авиационного комплекса, которым может стать МиГ-41. Это заявление Владимира Попова заметили только спустя почти месяц.

Источники подтверждения создания истребителя 6-го поколения

Впервые о создании в России истребителя 6-го поколения заговорили еще в 2013 году. В то время, бывший главнокомандующий ВВС России генерал армии Петр Дейнекин заявил, что новый самолет будет беспилотным, а летчик-испытатель проекта Т-50 (после получивший название Су-57) Сергей Богдан предположил, что истребитель шестого поколения появится в России не ранее, чем через 15 лет.

В 2018 году, глава корпорации «МиГ» Илья Тарасенко сообщил прессе, о разработке нового истребителя-перехватчика МиГ-41, отметив, что сейчас проект находится на стадии опытно-научных работ. На форуме «Армия-2017» Тарасенко также отметил, что компания готова начать поставки МиГ-41 уже в середине 2020-х годов.

Уже через несколько дней после заявления Ильи Тарасенко по МиГ-41, западные СМИ начали генерировать массу публикаций с сомнением в реализации проекта нового истребителя, — о чем сообщили «Известия» ссылаясь на The National Interest.

В январе 2021 года, госкорпорация «Ростех» сообщила, что проект перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) под условным обозначением «МиГ-41» находится на стадии опытно-конструкторских работ, — информацию цитирует газета «Взгляд».

Закономерно, что после заявления «Ростеха» о разработке МиГ-41 в 2021 году, в США очередной раз усомнились в создании Россией этого самолета дальнего радиуса действия. На этот раз, западный эксперт Петр Бутовский заявил американскому журналу Aviation Week & Space Technology, что «Россия не сможет позволить себе такой самолет».

В январе 2024 года, первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Бондарев рассказал российской прессе о разработке истребителя шестого поколения МиГ-41 и в этом же месяце, шеф-пилот ОКБ Сухого Объединенной авиастроительной корпорации Сергей Богдан также отметил факт, что Россия движется вперед в вопросе создания истребителя шестого поколения. Нетрудно представить, что на основании этих фактов в западных СМИ опять возникли скептические публикации.

Что можно сказать о характеристиках самолета?

Справедливости ради нужно отметить, что предположительные характеристики перспективного российского истребителя-перехватчика МиГ-41, которые публикуются в сети, действительно выглядят фантастически: самолет имеет пустую массу до 50 тонн, гиперзвуковую или близкую к гиперзвуковой скорость и способен выходит в экзоатмосферное (от 100 км) пространство для поражения спутников противника, что и привело к критике возможности фактического создания такого самолёта.

Сам проект начальной разработки МиГ-41 начался еще в конце 1980-х годов и продолжился на уровне концепций в 1990-х годах, а после был «положен под сукно». Сейчас, почти не существует официальных данных о характеристиках этого самолета (так как засекречен), несмотря на широкое обсуждение в экспертной среде различных технических деталей, основанных на предположениях, а не на фактах.

Заявленная скорость МиГ-41 в 4-4,3 Маха, публикуемая в Википедии, основана на якобы заявлении генерального директора АО «РСК «МиГ» Ильи Тарасенко на выставке МАКС-2017 — однако на этом Международном авиационно-космическом салоне, глава «МиГ» действительно упомянул разработку концепта самолёта-перехватчика дальнего радиуса действия, который может заступить на боевое дежурство в среднесрочной перспективе, заменив МиГ-31, но не называл диапазон скоростей нового истребителя.

Предшественник МиГ-41, истребитель-перехватчик МиГ-31БМ имеет самую высокую в мире сверхзвуковую скорость 3000 км/ч (2,7 Маха). Вероятнее всего, разработчики несколько увеличат скорость и следующей версии истребителя для сохранения самого скоростного статуса перехватчика уже в шестом поколении, способного бороться по завоеванию превосходства в воздухе.

Также на МиГ-41 увеличат и его боевой радиус с 1450 км до более лучшей цифры. Сейчас, боевой радиус перспективного американского истребителя шестого поколения Boeing F-47 Next Generation Air Dominance (NGAD) официально заявлен в 1800 км и нужно полагать, что у российского самолета он будет не меньше, учитывая его скоростные характеристики.

Таким образом, резюмируя нашу аналитическую публикацию нужно отметить, что на основании практически ежегодных высказываний как официальных лиц российского ВПК, так и других источников, факт активной разработки истребителя-перехватчика 6-го поколения дальнего радиуса действия МиГ-41 можно признать верифицируемым, а технические характеристики этого самолета по-прежнему засекречены, что и создает почву для спекуляций и критики.