Американский тяжелый разведывательный стратегический беспилотный летательный аппарат RQ-4 Global Hawk

Тяжелый разведывательный стратегический бесплатный аппарат RQ-4 Global Hawk, был принят на вооружение Пентагона в 2004 году. Производит беспилотник американская военно-промышленная компания Northrop Grumman. Всего, выпущено около 60 единиц таких БпЛА, которые кроме ВВС и ВМС США, стоят на вооружении таких стран, как Австралия, Германия и Республика Корея. Также, по некоторым источникам, 5 единиц RQ-4 закреплены за силами быстрого реагирования НАТО (NRF) в Европе.

Global Hawk в версии RQ-4B
По конфигурации и размаху крыльев, Global Hawk в версии RQ-4B, является самым большим и дорогим беспилотником в мире. Его длина составляет 14,5 метров, а размах крыла доходит до 39,89 метра (два крыла)

С началом специальной военной операции России на Украине, тяжелые разведывательные БпЛА НАТО, начали регулярно появляться над юго-западной акваторией Черного моря, корректируя атаки морских дронов ВСУ по российским объектам и кораблям в районе Крымского полуострова. В 2023 году, это задача была возложена на MQ-9 Reaper, который имеет ещё и ударные функции. Однако позже, после воздушного инцидента этого беспилотника с Су-35С ВКС РФ, — над Черным морем начал появляться разведывательный аппарат RQ-4 Global Hawk без ударных функций, стоимость которого доходит 140 миллионов долларов в модификации Block 30 2011 года.

Функциональность и стоимость

Разработка тяжелого разведывательного БпЛА RQ-4 компанией Teledyne Ryan Aeronautical (входит в Northrop Grumman) — началась ещё в конце 1990-х годов, а свой дебют, аппарат совершил в 1998 году. Первый экземпляр RQ-4 был передан ВМС США в 2004 году. RQ-4 предназначен для обеспечения разведки в режиме реального времени, широкомасштабного морского наблюдения, спасательный операций, а также может действовать в связке с самолетом морской разведки Boeing P-8 Poseidon.

RQ-4 Global Hawk создавался как альтернатива устаревшему разведывательном стратегическому пилотируемому Lockheed U-2 и унаследовал от этого самолета часть оборудования, к примеру систему наблюдения и разведки HISAR. 

Разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk в модификации Block 30, является более дорогим и “штучным” аппаратом, чем модульный разведывательно-ударный MQ-9 Reaper, который обходится Пентагону по цене всего в 30 миллионов долларов, что равно стоимости F-16 начала 1980-х годов. В 2012 году, была разработана и запущена в серию более дешевая серия RQ-4 Block 40, в которой удалость снизить стоимость часа полета аппарата до 24 тысяч долларов, а также значительно уменьшить цену (которая не называется) производства самого БпЛА.

Высокая стоимость RQ-4 Global Hawk, связанна с оснащением аппарата уникальным разведывательным оборудованием. Однако, 2022 году, Пентагон начал заменять RQ-4 на новый беспилотник разведки MQ-4C Triton, который в отличии от Global Hawk, оснащен радиолокационной системой (РЛС) “Sense and Avoid” (“чувствовать и избегать”), что позволяет БпЛА заблаговременно избегать контакта с самолетами противника.

Характеристики

Конфигурация и двигатель. Разведывательный беспилотник RQ-4 Global Hawk имеет обычную аэродинамическую конфигурацию с турбовентиляторным двигателем AE3007H производства американской компании Allison Rolls-Royce.

Основа фюзеляжа аппарата изготовлена по методу “monocoque” с алюминиевым сплавом, в котором внешняя оболочка является основным несущим элементом конструкции, что позволило уменьшить вес до 5-6 тонн (без топлива и оборудования). Хвостовое оперение и крылья БПЛА выполнены из композитных материалов на основе углеродного волокна, что снижает заметность аппарата.

Габариты и масса RQ-4 зависят от модификации. Максимальная длинна БпЛА достигает 14,5 метров с размахом двух крыльев в 39,89 метров. Для сравнения: длина истребителя F-16 равна 15,03 метра с размахом крыльев в 9,45 метра.

Масса, дальность и скорость. Максимальный взлетный вес Global Hawk достигает 14 628 тонны. Аппарат способен взять на борт до 7 847 литров топлива, 1 360 тонны полезной нагрузки и развивает максимальную скорость до 837 км/ч (дозвуковая) с максимальным потолком высоты в 16 811 метра. Его радиус действия (туда и обратно), в активном режиме, доходит до 5 500 км, а максимальная дальность полета в одну сторону составляет до 25 тысяч км с нахождением в воздухе до 36 часов.

Оборудование и видимость. Воздушное оборудование, установленное непосредственно на беспилотник, включает систему разведки и наблюдения HISAR с рекогносцировкой местности с радаром SAR/MTI и оптическими и инфракрасными сенсорами. Данные этого оборудования обрабатываются единым процессором и передаются на землю в режиме реального времени, через спутник, со скоростью около 50 Мбит/с. В целом, дальность видимости беспилотника, зависит от типа оборудования и достигает до 200 км.

Навигация разведывательного БпЛА осуществляется с помощью GPS, а также инерциальной системы наведения, с заранее заданным маршрутом полета.

Радар SAR/MTI функционирует в X-диапазоне (сантиметровая длинна волн), сканирует и обнаруживает движущиеся объекты на дальности в 100 км с детализированием разрешением 1,8 метра, передовая координаты и скорость на наземный пункт управления.

Беспилотник способен с помощью электронно-оптической цифровой камеры, получать изображение с высоким разрешением, которые обрабатываются на борту и передаются на землю в виде отдельных кадров.

Также, на борту RQ-4 Global Hawk, установлен радар с апертурным синтезом, который преобразует отражения электромагнитных волн в любых погодных условиях, — в двухмерные изображения или трехмерные реконструкций объектов. Этот радар может получать изображения с разрешением в 1 метр.

Модификации

Базовой модификацией беспилотника, является RQ-4А Global Hawk Block 10 2004 года, которая не является серийной и массовой. Этот вариант аппарата обладал небольшой грузоподъемностью, а его производство прекращено в 2011 году.

С 2010 года, начался выпуск БпЛА RQ-4B Global Hawk в модификациях Block 20 и Block 30. В первой версии была увеличена грузоподъемность и размах крыла до 39,8 метра, но снижена дальность полета до 16 тысяч км, против 25 тысяч км в других модификациях.

Модификация Block 30 стала самой популярной для ВВС США. Всего, было выпушено более 30 единиц таких аппаратов, которые впервые были задействованы в военно-разведывательной деятельности, в ходе интервенции США в Ливию.

Однако, начиная с 2011 года, Пентагон постепенно начал выводить версию Block 30, заменяя ее на Block 40, в связи постоянными техническими неисправностями, которые приводили к падению беспилотников, а также на основании их высокой стоимости обслуживания.

В отличии от предыдущих версий, в модификации Block 40 удалось значительно снизить стоимость летного часа, с установкой на борт недорогого и универсального мультиплатформенного радара MP-RTIP.

Также, существует немецкая версия стратегического разведывательного БпЛА с названием RQ-4E Euro Hawk, которая является совместным проектом европейского концерна EADS и американской компании Northrop Grumman. Беспилотник сделан на основе модификации Block 20, а немцы поставили на аппарат своё собственное оборудование радиотехнической разведки SIGINT.

Как уже было сказано выше, Пентагон планирует заменить все RQ-4B Global Hawk на дальнейший вариант MQ-4C Triton, который по сути является только морским разведывательным БпЛА с установленной частью оборудования от RQ-4B. Остальные функции аппарата, возьмёт на себя морской патрульный самолет P-8 Poseidon, который будет действовать в связке с беспилотником, что позволит значительно снизить стоимость обслуживания MQ-4C, по сравнению с Global Hawk.