Новый виток жизни F-22 Raptor: Пентагон запускает масштабную программу модернизации

ВВС США запустили новую программу модернизации истребителей пятого поколения F-22 Raptor, цель которой — сохранить их боеспособность и актуальность в условиях стремительно развивающихся угроз. Пакет обновлений, озаглавленный как программа повышения жизнеспособности, станет отдельным направлением развития Raptor с интеграцией сенсоров IRST, низкопрофильных подвесных баков и ряда улучшений систем управления. Финансирование программы заложено в бюджетный запрос на 2026 финансовый год и составит $90,34 млн.

 F-22 Raptor
Истребитель 5-го поколения F-22 Raptor ВВС США

Центральными элементами пакета станут новая инфракрасная оборонительная система (IRDS), модернизированные комплексы радиоэлектронной борьбы, средства управления малозаметностью, а также внедрение шлемных дисплеев и технологий PVI (Pilot Vehicle Interface). Все это направлено на защиту F-22 от высокотехнологичных угроз — включая ракеты дальнего радиуса действия и сложные системы РЭБ, разрабатываемые в Китае и России.

IRDS и TacIRST: инфракрасный щит нового поколения

Основой будущего обновления станет система IRDS, впервые анонсированная компанией Lockheed Martin в начале 2024 года. Она призвана заменить устаревшие датчики обнаружения пусков ракет AN/AAR-56 MLD и будет включать инфракрасные сенсоры нового поколения TacIRST. Ожидается, что решение о запуске начального серийного производства IRDS будет принято в последнем квартале 2026 финансового года.

Новая система позволит F-22 обнаруживать пуски не только ближних ракет класса “воздух-воздух”, но и перспективных дальнобойных ракет воздушного боя. Появление таких угроз, как китайская ракета PL-15 “воздух-воздух”, стало поводом к ускоренному развертыванию перспективной американской ракеты AIM-260 JATM и заставило ВВС всерьез заняться защитой своих самолетов от дальних перехватчиков.

Сенсорное превосходство и нашлемные технологии

Параллельно с IRDS, F-22 получит контейнерную версию системы поиска и сопровождения в ИК-диапазоне (IRST), устанавливаемую под крылом и скрытую от РЛС. Первый заказ на 30 таких контейнеров уже размещен, а поставки ожидаются ко второму кварталу 2028 года. Важной особенностью станет возможность объединения сенсоров IRST в единую сеть — это обеспечит точную триангуляцию целей и повысит эффективность дальнего обнаружения малозаметных самолетов и крылатых ракет.

Помимо этого, истребители получат нашлемные дисплеи Thales Scorpion — то, чего F-22 лишались со времен своего создания. Также продолжается параллельная разработка нового шлема NGFWH, призванного заменить устаревшие летные шлемы и улучшить эргономику для пилотов Raptor.

Аэродинамика и скрытность

Для расширения боевого радиуса без потери скрытности разрабатываются сбрасываемые внешние баки с низким сопротивлением (LDTP), снабжённые интеллектуальными пилонами Smart Rack. Эти элементы позволят F-22 преодолевать большие расстояния без дозаправки и сохранять боевую эффективность даже на удаленных театрах военных действий. Летные испытания предполагается проводить на скоростях до 1,2 Маха.

Отдельного внимания заслуживает направление, связанное с зеркальными покрытиями — в последние годы ВВС проводили испытания подобных материалов на F-22 и F-35. Возможно, новый пакет будет включать технологии управления тепловой сигнатурой, что критически важно в эпоху массового возрождения систем IRST и востребованности этих истребителей, которые на Ближнем Востоке используются в качестве основного средства воздушного прикрытия для авиации ВВС США.