Двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик четвертого поколения МиГ-31, был принят на вооружение ВВС СССР в 1981 году и за всё время эксплуатации приобрёл более 14 модификаций, самыми популярными из которых в ВКС России является Миг-31БМ и МиГ-31К с гиперзвуковой ракетой “Кинжал” на борту. Стоимость истребителя МиГ-31К доходит до 50 миллионов долларов, а его аэродинамические характеристики скорости и боевого радиуса не уступают западным аналогам НАТО.
Конкурентами МиГ-31 в его последних модификациях, являются такие сверхзвуковые боевые самолеты НАТО, как Typhoon FGR4, JAS-39 Gripen и даже американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor. С началом специальной военной операции России на Украине, истребитель МиГ-31К ежедневно поднимаясь в воздух, вызывает воздушную тревогу в Киеве, так как его гиперзвуковая ракета “Кинжал” достигает дальности поражения цели в 2000 км. В мае 2023 года, гиперзвуковые ракеты запущенные с истребителей МиГ-31, поразили американские ЗРК Patriot.
Характеристики
- Полное наименование: двухместный сверхзвуковой высотный всепогодный истребитель-перехватчик четвертого поколения МиГ-31; по кодификации НАТО Foxhound (Гончая лиса).
- Экипаж: 2 человека.
- Длина: 22 690 метра.
- Максимальная взлётная масса с топливом и вооружением: 46 750 кг.
- Двигатель: Д30Ф6 турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой.
- Максимальная скорость: на высоте 2,8 Маха (3 100 км/ч), у поверхности 1,25 Маха.
- Боевой радиус: 720 км.
- Практическая дальность полета на дозвуковой скорости: 1450 км; с дозаправкой 5400 км.
- Практический потолок высоты: 21 500 метров.
- Максимальный потолок высоты: 30 000 метров.
- РЛС обнаружения цели: 320 км в модификации МиГ-31БМ.
- Вооружение: 23-мм пушка ГШ-6-23М на 260 снарядов.
- Управляемые ракеты: “воздух-воздух” — Р-33 до 304 км, Р-33С до 160 км, Р-77 до 110 км и Р-37 (гиперзвуковая) более 300 км для варианта МиГ-31БМ; “воздух-земля” — 1 единица 9-А-7660 «Кинжал» до 2000 км для модификации МиГ-31К; противокорабельные ракеты Х-31П, противорадиолокационные Х-58 в варианте МиГ-31БМС .
- Авиационные бомбы: КАБ-500, КАБ-1500.
- Разработчик: ОКБ МиГ.
- Производитель: Горьковский авиазавод.
- Всего произведено в разных модификациях более 500 единиц.
- Количество на вооружении ВКС России: более 250 единиц. Из них около 100 штук МиГ-31БМ и 10 единиц МиГ-31К (Кинжал).
- Стоимость: базовый вариант 35 миллионов долларов; модификации с литерой “БМ” и “К” 40-50 миллионов долларов.
- Основные операторы: Россия и Казахстан (31 единица МиГ-31БМ).
Разработка и создание
В 1968 году, ОКБ-155 начало разработку истребителя-перехватчика МиГ-31, для замены двухдвигательного истребителя третьего поколения МиГ-25.
Новый самолёт должен был эффективно перехватывать авиационные крылатые ракеты большой дальности “воздух-поверхность”, а также действовать на предельно малых высотах и в сложных метеоусловиях.
Изначально, в новый МиГ-31, разработчики интегрировали множество инновационного электронного оборудования, в том числе и РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой, которая увеличивает коэффициент направленного действия радиолокационной станции.
Для управления сложным техническим оборудованием, на МиГ-31 был добавлен штурман-оператор.
6 мая 1981 года, истребитель-перехватчик МиГ-31 был принят на вооружение ВВС СССР с ракетами “воздух-воздух” большой дальности в 120-160 км. Эти ракеты МиГа, способны перехватывать воздушные цели на скорости 3000 км/ч (2,51 Маха).
Модификации и особенности
Первая серийная партия истребителей-перехватчиков МиГ-31 включала в себя более 150 единиц самолетов.
В 1990 году, был выпущен вариант МиГ-31Б оснащенный системой дозаправки в воздухе, а в 1993 году, на вооружении ВВС России был замечен МиГ-31М с несколько изменённой формой корневых наплывов и новой РЛС. Однако этот вариант не выпускался большими сериями.
В 1998 году появилась самая распространённая модификация с литерой “БМ” (большая модернизация), с новой системой управления вооружением и бортовой РЛС, способной обнаруживать цели на дальности в 320 км.
Для МиГ-31БМ, разработали гиперзвуковую ракету класса “воздух-воздух” Р-37 способной достичь скорости 5-6 махов (6100-7400 км/ч). На МиГ-31БМ установлен рекорд пребывания в воздухе в 7 часов и дальности полета в 8 тысяч километров.
Модификация МиГ-31БМ, является самой распространённой версией этого истребителя-перехватчика. Из особенностей варианта “БМ”, можно выделить БРЛС, который способен обнаруживать до 24-х аэродинамических целей, восемь единиц из которых, могут быть одновременно поражены ракетами Р-33С.
Кроме этого, МиГ-31БМ умеет поднимать на борт до 6-ти единиц авиационных управляемых планирующих авиабомб КАБ-1500 или 8 штук КАБ-500.
Также, на МиГ-31БМ был поставлен навигационный комплекс от истребителя четвертого поколения МиГ-29СМТ.
Самой серьезной модернизацией МиГ-31БМ стала кабина экипажа: штурман-оператор получил три ЖК-индикатора, на которые выводится тактическая, навигационная и радиолокационная информация, а также изображения с телекамер управляемых ракет.
В 2014 году, появился вариант МиГ-31БМС с датчиком дозаправки в воздухе. Также был изменен фонарь кабины с использованием термостойкого стекла, что позволило самолету увеличивать скорость до 3 100 км/ч. На борт этого варианта истребителя-перехватчика были добавлены противорадиолакационные и противокорабельные ракеты.
Истребитель МиГ-31К был принят на вооружение ВКС России в 2018 году и является модифицированной версией самолета МиГ-31БМ. Вариант с литерой “К”, несет на борту одну гиперзвуковую ракету “Кинжал” класса “воздух-поверхность” с массой в 4300 кг. Для этой модификации Миг-31, были убраны подвески для ракет “воздух-воздух”.