Российский Балтийский флот впервые перешёл к открытому сопровождению нефтяных судов через стратегически важный пролив Ла-Манш. Корвет проекта 20380 “Бойкий” провёл через морской коридор Европы два танкера — SELVA и SIERRA, о чём сообщил эксперт аналитической системы мониторинга Starboard Maritime Intelligence Ltd (SMI) в эфире британского канала All Exclusive.

По заявлению SMI, данные автоматической идентификационной системы (АИС) указывают на полное совпадение курсов между военным кораблём и судами, что, по сути, означает прямой военный эскорт. Это первый зафиксированный случай сопровождения российских танкеров боевым кораблём в Ла-Манше, который уже вызвал серьёзный резонанс в аналитических кругах Европы.
Морская охрана нефти — это уже доктрина
Корвет “Бойкий” оказался в этой операции не случайно. За последние месяцы, российский корабль с управляемым ракетным вооружением (УРО) уже проявил себя в роли охранника ключевых российских маршрутов — в начале июня он сопровождал группу судов, доставлявших грузы в африканскую Гвинею.
“Бойкий” — это корвет проекта 20380, который был спущен на воду в 2011 году и введённый в строй Балтийского флота в 2013 году. Экипаж корабля составляет до 100 человек, а его вооружение включает ЗРК “Редут” и крылатые ракеты Х-35 “Уран” с дальностью до 260 км. От подводных угроз корвет защищён противолодочным и противоторпедным комплексом “Пакет-НК”.
Теперь, этот многоцелевой корвет 2-го ранга появился на куда более чувствительном направлении, — в акватории Ла-Манша, где каждая миля акватории контролируется странами НАТО. То, что именно “Бойкий” провёл танкеры через этот коридор, выглядит как сигнал — Россия больше не собирается позволять Западу диктовать условия в море, особенно когда речь идёт о нефтеналивных судах. В условиях давления и санкционного режима, Москва начала действовать на опережение, подключив к охране энергетических маршрутов не ноты протеста, а флот.
После Су-35 в Финском заливе — корвет в Ла-Манше
Инцидент произошёл спустя месяц после попытки перехвата танкер Jaguar в Финском заливе силами эстонских ВМС. Тогда, вмешательство российского Су-35С сорвало пиратскую операцию НАТО, продемонстрировав, что Россия готова использовать боевую авиацию для защиты нефтяного трафика. На фоне этих событий, министр обороны Финляндии признал, что Москва перешла к вооружённому сопровождению своих танкеров. Теперь, в Ла-Манше зафиксировано именно то, что европейские военные называют “прямым вмешательством флота в логистику”.
Танкерный флот больше не “теневой” — он под охраной
Согласно сообщениям СМИ, танкера SELVA и SIERRA входят в российскую схему “теневого флота”, которая регламентирует обход нефтяных санкций судами, которые курсируют под флагами удобных юрисдикций. Эскорт этих танкеров указывает на то, что Россия начинает защищать подобные танкера открыто и системно. До недавнего времени, сопровождение подобных судов осуществлялось скрытно — теперь Россия выносит его в публичную плоскость, давая понять, что вопросы энергетической безопасности переходят под юрисдикцию ВМФ.
Геополитика на воде — Москва нащупывает больные точки Запада
Военно-морское присутствие в Ла-Манше также является ответом на попытки давления со стороны НАТО и ЕС в энергетической сфере. Участие боевого корабля в проводке коммерческого трафика — это явное усиление роли флота в стратегической экономике.
Если раньше Россия ограничивалась дипломатическими демаршами в ответ на аресты судов или страховые блокировки, то теперь сделан шаг к силовому сдерживанию возможных провокаций. Ла-Манш стал новым театром для демонстрации того, что Россия способна не только торговать нефтью в обход санкций, но и обеспечивать физическую неприкосновенность этой торговли. Это не временная мера, а возможно — начало новой эпохи военно-транспортной логистики под российским триколором.