Китайский истребитель J-10C перехватил американский стратегический разведывательный самолёт RC-135W Rivet Joint в международном воздушном пространстве к юго-западу от Тайваня, недалеко от полуострова Хэнчунь. Об этом сообщило тайваньское издание Liberty Times. После короткого взаимодействия с боевым самолетом ВВС НОАК, разведчик ВВС США продолжил полёт, и, по имеющимся данным, дальнейших инцидентов зафиксировано не было.

Полёт RC-135W и реакция китайской стороны
Согласно открытым источникам и данным радиомониторинга, RC-135W вылетел с японских островов Рюкю и приблизился к Тайваню примерно на 100 км с севера и, по всей видимости, участвовал в высокоинтенсивной разведывательной операции.
Модификация RC-135W Rivet Joint находится на вооружении США и Британии и оснащена комплексом специализированной аппаратуры для анализа радиоизлучений, включая системы перехвата, демодуляции и анализа сигналов и имеет экипаж из операторов, аналитиков и технического персонала.
Американский самолёт действовал с включённым транспондером ADS-B, что позволило отслеживать его маршрут в реальном времени. Анализ сигналов и визуальных материалов позволяет предположить, что основной задачей RC-135W был сбор радиотехнической информации, включая телеметрию пусков ракет НОАК.
J-10C является новой модификацией легкого тактического истребителя-перехватчика поколения 4++ семейства Chengdu с уменьшенной радиолокационной заметностью. Этот самолет является самым недорогим среди истребительной авиации ВВС НОАК. Его недостатки: скромный боевой радиус, небольшая грузоподъёмность и производительность на больших высотах по сравнению с тяжёлыми истребителями.
По утверждению отставного полковника ВМС НОАК Лу Лиши, озвученному в эфире China Television, речь шла именно о RC-135W или, альтернативно, P-8A Poseidon. Он также подтвердил, что целью операции американского самолёта могла быть фиксация ракетных стрельб НОАК, однако разведчик отклонился от маршрута примерно за час до их начала, что может свидетельствовать об успешном вытеснении его из зоны активности.
Активизации учений НОАК
Перехват произошёл на фоне завершившихся накануне двухдневных маневров Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Strait Thunder-2025A, проходивших в центральной и южной частях Тайваньского пролива. Несмотря на официальное завершение учений вечером 2 апреля, авианосная группа “Шаньдун” продолжила действовать в регионе, включая западную часть пролива Баши — ключевого маршрута между Южно-Китайским и Филиппинским морями.
Согласно данным тайваньского Министерства национальной обороны (МНО), в период с 2 по 3 апреля вблизи острова зафиксировано 59 китайских самолётов различных типов, включая беспилотники, и 23 надводных корабля. Из них 31 воздушное судно пересекло срединную линию Тайваньского пролива и вошло в зоны ADIZ Тайваня с разных направлений.
Эскалация активности в регионе
В течение 2024 года Тайвань зафиксировал более 1000 нарушений зоны ADIZ (air defense identification zone или опознавательная зона ПВО) со стороны авиации ВВС НОАК. По заявлениям СМИ Тайваня, в последние месяцы участились случаи немотивированного перехвата, радиопредупреждений и заявлений о китайской юрисдикции в зоне 24 морских миль от Тайваня — несмотря на то, что международное право допускает в таких зонах лишь ограниченные действия, не подразумевающие полного контроля воздушного пространства.
Американская сторона, в свою очередь, подтверждает право своих военных сил на присутствие в международных водах и воздушном пространстве. По заявлениям официальных лиц США, такие миссии продолжатся в соответствии с нормами международного права.
Ответ Тайваня и подготовка к новым инцидентам
Минобороны Тайваня сообщило, что в ответ на активность НОАК были подняты истребители, развернуты корабли и береговые ракетные комплексы. Издание Le Monde ранее сообщало о круглосуточной боевой готовности тайваньских ВВС, включая экипажи Mirage 2000, размещённые на авиабазе Синьчжу.
По данным СМИ, тайваньские ВВС всё чаще проводят срочные вылеты, реагируя на приближение китайских самолётов. Наземные команды работают по ускоренным процедурам обслуживания и подготовки техники к немедленным действиям.
Инцидент 3 апреля вписывается в серию напряжённых взаимодействий между Китаем и США вблизи Тайваня. Подобные события были зафиксированы и ранее, включая январский случай, когда китайский корабль ВМС объявил, что “зоны 24 морских миль Тайваня не существует”, напрямую оспаривая правовой статус Тайваня. Позиция Пекина остаётся неизменной: Тайвань рассматривается как часть территории Китая.