Малозаметный двухдвигательный тяжелый многофункциональный истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 (“Чэнду”), совершил свой первый полет в 2011 году, показан на авиакосмическом салоне Airshow China в 2016 году и был принят на вооружение Военно-воздушных сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в 2017 году. Боевой самолет относится к классу тактической авиации и производится китайской авиастроительной корпорацией Chengdu Aircraft Industry Group в одноместном и двухместном варианте.
Стоимость китайского истребителя доподлинно неизвестна, так как самолет еще не поставлялся на экспорт. Средняя рыночная цена боевых самолетов 5-го поколения, таких как F-35A/B/C составляет 110-150 млн долларов за единицу.
В сентябре 2022 года, новостной проект аэрокосмической промышленности Airforce-technology, ссылаясь на британские аналитические отчеты GlobalData, оценил стоимость китайского истребителя Chengdu J-20 в 100 млн долларов.
Chengdu J-20 имеет экипаж в 1-2 человека, длину в 21,2 метра, максимальную взлетную массу в 36 300 кг, два двигателя класса ТРДДФ, дальность в 55000 км, боевой радиус в 2000 км, потолок высоты в 20 км и максимальную сверхзвуковую скорость в 2 Маха (2386 км/ч).
На вооружении ВВС НОАК находится около 200 единиц истребителей J-20. Такие данные приводит на конец 2023 года, новостной авиационный журнал Scramble. Другими словами, Китай способен произвести в год около 20-25 истребителей J-20.
На период завершения 2024 года, истребитель Chengdu J-20 находился на вооружении восьми истребительных бригад ВВС НОАК, а испытания новых модификаций боевого самолета проходят на аэродроме 172-го авиационного полка авиабазы Цанчжоу в провинции Хэбэй.
Номенклатура вооружения Chengdu J-20 состоит из ракет класса “воздух-воздух”: PL-15 с дальностью в 200 км; PL-17 с активным радиолокационным наведением и дальностью в 400 км, а также PL-10 ближнего поражения до 30 км.
Вооружение J-20 класса “воздух-поверхность” представлено крылатой ракетой AKF-98A с дальностью пуска 500–1000 км (зависит от высоты), планирующими авиабомбами LS-6/250 с модулем наведения и дальностью планирования 60-100 км, а также LS-6 весом в 100 кг, которая предназначена для размещения во внутренних отсеках вооружения.
Крылатая ракета AKF-98A для истребителя J-20 впервые была представлена в 2022 году и по аналогу с противокорабельной ракетой П-1000 “Вулкан” морского базирования — работает на жидком топливе, что позволяет ей достигать дальности до 1000 км с массой БЧ в 500 кг.
Конфигурация. Истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 выполнен по схеме “утка” с треугольным крылом с близкорасположенными двумя двигателями на корме и боковым расположением воздухозаборников.
Авионика истребителя Chengdu J-20 состоит из РЛС с активной антенной фазированной решеткой Type 1475, подфюзеляжной электронно-оптической и инфракрасной поисково-прицельной системы, инфракрасной оптико-локационной станции, пассивной электронно-оптической системы с распределённой апертурой и системы предупреждения об облучении.
Истребитель Chengdu J-20 в Китае называют “Могучий дракон” (Mighty Dragon), а по кодификации НАТО, этот боевой самолет имеет название Fagin (“Феджин”).
Модификации и двигатель. Одноместный истребитель 5-го поколения Chengdu J-20 в базовой модификации, оснащен двумя российскими турбореактивными двухконтурными двигателей с форсажными камерами АЛ-31ФН или АЛ-31Ф-М2, которые также устанавливаются на российские Су-27, Су-30 и Су-34 4-го поколения.
С 2019 года, появилась одноместная версия Chengdu J-20A с двигателем китайского производства WS-10C и с пилообразным соплом для снижения заметности, а в 2023 году, на боевой самолет в модификации J-20B (двухместный), начали устанавливать двигатель WS-15 с управляемым вектором тяги. Двухместные варианты китайского истребителя, также имеют обозначения J-20S (2021 год) или J-20AS.
Двухместный вариант истребителя Chengdu J-20B/S/AS, позволяет второму пилоту эффективно управлять оборудованием по воздушному раннему обнаружению целей и осуществлять более оперативный анализ большого массива разведданных, а также управлять беспилотниками, тем самым снижая нагрузку на 1-го пилота в условиях воздушного боя.