Беспилотная авиационная система ACS-3 Skyeton с разведывательным дроном Raybird-3

Беспилотный летательный аппарат Raybird-3 (“Рэйберд-3”), известный также под обозначением ACS-3 (aircraft system или авиационная система), разработан компанией Skyeton (АВК “Скаетон”). Компания занимается производством беспилотных авиационных систем (Unmanned aircraft system или UAS) с 2006 года, ориентируясь на легкие и тактические дроны, а первая версия Raybird-3 появилась еще в 2018 году.

беспилотник Raybird-3
Беспилотник Raybird-3 запускается с помощью механической катапульты

Skyeton позиционирует себя как европейская транснациональная компания по производству UAS, владельцами которой являются граждане Британии и Украины. На период 2024 года, компания Skyeton LTD была зарегистрирована в Лондоне и имеет завод по сборке БпЛА в Словакии.

Комплектация системы и экспортная стоимость

Производитель предлагает свой БпЛА на мировом рынке подобных аппаратов под индексом ACS-3, что означает авиационную систему третей версии с дроном Raybird-3. В 2022 году, украинские СМИ писали, что БпЛА Raybird-3 (ACS-3), поставленный в войска, имеет экспортную стоимость 18,6 миллиона гривен или 450 000 долларов (по курсу на 2025 год).

В состав ACS-3 входит антенная система с приемом сигнала и ретранслятором сигнала, переносной модуль управления с экраном, беспилотник Raybird-3 и механическая катапульта. Система перевозится на микроавтобусе с экипажем до 4 человек: пилот дрона, оператор полезной нагрузки, водитель и помощник.

БпЛА Raybird-3 имеет самый большой радиус действия до 2500 км, среди широко представленной номенклатуры винтовых бензиновых дронов Украины, таких как к примеру “Лютый” или PD-2.

Целевое назначение

Raybird-3 предназначен для ведения воздушной разведки и наблюдения. Он оснащен таким оптическими системами, как: гиростабилизированный мультисенсорный подвес, радары и датчики для целевого использования, а также аэрофотоаппарат.

Дрон способен обнаруживать цели на расстоянии до 10 км, а передача данных, в режиме реального времени, возможна на расстоянии до 120-225 км. На больших расстояниях, в функции беспилотника входит разведывательная аэросъемка местности без прямой передачи данных, а его маршрут прокладывается с помощью стандартных средств навигации.

Базовые ТТХ

В базовой версии, аппарат оснащен одноцилиндровым четырехтактным бензиновым двигателем GF40 от японской компании OS Engines. Дрон имеет взлетную массу в 23 кг и способен нести полезную нагрузку до 10 кг. Его крейсерская скорость составляет 80 км/ч, а максимальная — 140 км/ч. Рабочая высота полета достигает 1000 метров, а максимальная — 3000 метров.

Время нахождения в воздухе БпЛА Raybird-3 составляет 28 часов, а его дальность действия доходит до 2500 км. Однако заявленные характеристики зависят от множества факторов, включая погодные условия и работу двигательной установки.

Модификации

Согласно некоторым источникам, разведывательная версия БпЛА Raybird-3 с бензиновым двигателем, может быт модифицирована в барражирующий боеприпас дальнего радиуса действия с осколочно-фугасной боевой частью массой до 10 кг.

В феврале 2025 года, Skyeton анонсировал новую версию БпЛА Raybird-3 с электрическим двигателем, работающим от аккумулятора. Эта модификация, с увеличенным размахом крыла до 4,7 метра, способна подниматься на высоту до 9 000 метров и предназначена исключительно для разведывательных целей, имея более низкую заметность и шумность, а также значительно сокращенный радиус действия по сравнению с базовой бензиновой версией.

Недостатки конструкции и уязвимости

БпЛА Raybird-3 имеет ряд серьезных ограничений. Во-первых, его конструкция выполнена преимущественно из композитных материалов, но далеко не всех, которые могут обеспечить низкую радиолокационную заметность. В условиях современных войн, где активно применяются системы ПВО и РЭБ, дрон становится относительно легкой мишенью.

Еще одной слабой стороной является система управления. Хотя Raybird-3 может работать как в автоматическом режиме, так и под дистанционным контролем оператора, радиоканал управления подвержен глушению. Украинские военные не раз сталкивались с ситуациями, когда БпЛА терял связь или становился уязвимым для средств радиоэлектронной борьбы ВС РФ.

Дополнительно вызывает сомнение способ запуска и посадки. Катапультный старт позволяет использовать аппарат в полевых условиях, однако система посадки на парашюте не всегда обеспечивает сохранность дорогостоящего оборудования, особенно в случае жесткой посадки на сложном рельефе.