Украина анонсировала производство недорогих дронов-камикадзе AQ 400-Scythe дальнего радиуса действия. Мнение

Украинские СМИ заявили, что первая партия недорогих по сборке и производству дронов-камикадзе AQ 400 уже поступила на вооружение ВСУ. Как пишут источники, Украина планирует увеличить выпуск БпЛА AQ 400-Scythe (“Коса”) до 500 единиц в месяц. Производит беспилотник украинская компания One Way Aerospace, которая также выпускает для ВСУ квадрокоптер-камикадзе AQV Scalpel. Очевидно, что Киев пытается создать со своей стороны альтернативу российским беспилотникам “Герань-2”, которые славятся своей недорогой ценой и эффективными техническими характеристиками, благодаря особой инерциальной системы навигации и наведения, без использования GPS.

БпЛА AQ 400-Scythe
БпЛА AQ 400-Scythe

Отметим, что это уже третья попытка Киева, по созданию большого дрона-камикадзе дальнего радиуса действия (от 700 до 1500 км). С 2021 года, компания “УкрДжет” выпускает БпЛА UJ-22 Airborne, умеющего покрывать расстояние в 800 км, а украинская компания “Ukrspecsystems” производит дрон-камикадзе “Shark”. Стоимость этих аппаратов, без сопроводительных технических систем и командных автомобильных пультов, достигает в среднем 70-90 тысяч долларов за единицу.

Судя по фото украинского БпЛА AQ 400-Scythe, беспилотник явно выпускается не в формате обычного заводского конвейера и выглядит неказисто с плохо стыкующимися швами корпуса. Очевидно, что цена на такой дрон-камикадзе, должна быть в два или три раза ниже UJ-22 Airborne, который к тому же показал нулевую эффективность в атаках на российские города.

БпЛА AQ 400-Scythe выполнен по стандартной аэродинамической конфигурации с двигателем на корме, однако имеет две пары крыльев, одна из которых отвечает за устойчивость при смене высоты, а другая предает дрону большую маневренность.

Украинский аппарат подозрительно напоминает по аэродинамической схеме ракету Storm Shadow. Вероятно, при создании беспилотника, конструкторы не стали “изобретать велосипед”, и отчасти использовали ТТХ британской ракеты.

БпЛА AQ 400-Scythe
При запуске со взлетно-посадочной полосы, БпЛА AQ 400-Scythe использует колеса, которые не убираются после взлета и вероятно снижают его аэродинамические характеристики

Размах крыльев беспилотника доходит до 2,3 метра, а его максимальная взлетная масса, несмотря на размеры, составляет всего 100 кг, что говорит о применении полимерных материалов корпуса и алюминия, для снижения заметности средствами РЛС. Для сравнения, вес БЛА “Герань” составляет в среднем 135 кг с размахом крыла в 2,2 метра.

По ТТХ производителя, БпЛА AQ 400-Scythe берет на борт до 32 кг полезной нагрузки (боеприпаса), масса которой может быть увеличена до 70 кг за счет снижения дальности полета. Крейсерская скорость нового украинского дрона-камикадзе составляет 144 км/ч, а параметры максимальной скорости производитель не раскрывает. AQ 400-Scythe с нормальной боевой загрузкой, покрывает расстояние в 750 км/ч с автономностью работы в 6,5 часов. Вероятно, на БЛА установлен простой и недорогой GPS-модуль навигации.

Большие вопросы вызывает незаметность украинского БпЛА AQ 400-Scythe. Очевидно, что композитные полимерные материалы корпуса аппарата, делают его эффективную площадь рассеивания (ЭПР) около 0,01 кв.м, что сравнимо с боеголовкой баллистической ракеты и представляет трудности для обнаружения дрона, РЛС наведения ЗРК “Панцирь-С1” или “Тор-М2У”.

Однако, судя по многочисленным фото, на AQ 400-Scythe установлен бензиновый двигатель с открытой архитектуры без мотогондол с теплопоглощающим экранированием картеров, что увеличивает ИК-сигнатуру аппарата в несколько раз.

Такую тепловую сигнатуру, хорошо различает оптико-электронный модуль 10ЭС1, стоящий на ЗРК “Панцирь-С1”. Иными словами, несмотря на незаметность корпуса, украинский дрон хорошо виден оптико-электронными средствам наведения противовоздушных комплексов в ИК-диапазоне.

БпЛА AQ 400-Scythe, способ запуска с катапульты
Катапульта для пуска БпЛА AQ 400-Scythe. В этом случае с беспилотника убраны колеса

БпЛА AQ 400-Scythe имеет два способа пуска, — с металлической катапульты и с помощью короткой взлетно-посадочной полосы, для чего конструкторы добавили в аппарат опцию установления колес. С большей долей вероятности, запуск со взлетной полосы несколько снизит дальность действия аппарата, который потратит часть топлива на взлёт.