Российская объемно-детонирующая авиабомба ОДАБ-1500: характеристики и применение в зоне спецоперации на Украине. Мнение

Объёмно-детонирующая авиабомба (ОДАБ), впервые была произведена для ВВС СССР в середине 1970-х годов. В то время, разработкой этого авиационного боеприпаса занималась конструкторское бюро ГСКБ-47, под руководством Олега Маркина. Первой авиабомбой такого класса, стал боеприпас с индексом ОДАБ-500, который и сейчас производится ФГУП ГНПП “Базальт” для ВКС России. Однако, в общедоступных источниках не существует информации о том, что в СССР, была разработана и производилась авиабомба ОДАБ-1500, которая имеет большую мощность и массу. Можно высказать предположение, что ОДАБ-1500 разрабатывались конструкторами в современной России, с начала 2000-х годов. Авиабомба предназначена для уничтожения пехоты и бронетехники противника, посредством термобарической боеголовки и создания огневого облака в зоне удара.

Авиабомба ОДАБ-1500
Авиабомба ОДАБ-1500

С начала 2024 года, во фронтовых сводках, из зоны специальной военной операции России на Украине, начала фигурировать информация, что ВКС России, применяю по позициям вооруженных формирований противника, авиабомбы ОДАБ-1500. После, наличие на вооружении России авиабомбы ОДАБ-1500, подтвердил и начальник штаба Объединенной группировки войск генерал-полковник Алексей Ким, в середине марта 2024 года, доложив на совещании, министру обороны Сергею Шойгу, о применении такой авиабомбы по пункту дислокации националистического формирования ВСУ в зоне СВО. Так как нет общедоступной официальной информации о характеристиках, радиусе поражения и носителях авиабомбы ОДАБ-1500, автор в этом обзоре выскажет свои предположения, о тактических свойствах этого авиационного боеприпаса.

Характеристики

Трудности создания ОДАБ-1500. Основные трудности, с которыми сталкиваются конструкторы, при разработке тяжелых авиабомб с индексом 1500, это необходимость обеспечения устойчивого полета авиационного боеприпаса при скоростях, близких к скорости звука, около 1000 км/ч и сверхзвуковой скорости. При звуковой скорости носителя и сброса авиабомбы, происходит резкое изменение аэродинамических характеристик летящего тела, которые к тому же зависят от самой начинки боеприпаса.

Вероятно, создав объемно-детонирующую авиабомбу ОДАБ-500, в середине 1970-х годов, при возможности сброса с самолета при скорости 1100 км/ч, советские конструкторы отказались от создания ОДАБ-1500, со значительно большим весом боевой части, учитывая еще и тот факт, что этот тип авиабомбы, в отличии к примеру от ФАБ-500/1500, оснащен устройством переменной задержке активации диспергирующего заряда, которое начинает работать в момент отделения боеприпаса от самолета, с помощью импульса с самого носителя.

Радиус поражения, масса и носители. Как уже было сказано выше, в общедоступных источниках нет официальных характеристик авиабомбы ОДАБ-1500, поэтому на основании известных ТТХ менее мощной авиабомбы ОДАБ-500, можно предположить, что радиус поражения термобарическим зарядом, при ударе полуторатонной авиабомбы, составляет не менее 500 метров, при давлении в 120 атмосфер в эпицентре.

Масса термобарической боевой части авиабомбы составляет не менее 300 кг, а общей вес не менее 1,5 тонн. Вероятно в зоне СВО, носителем этой авиабомбы, является истребитель-бомбардировщик Су-34, подвески вооружения которого, адаптированы под тяжелые полуторатонные авиабомбы ФАБ-1500 с модулем УМПК.

Общие действие. Авиабомба ОДАБ-1500 является двухтактной и активируется при боевом применении последовательно, в двух режимах: сначала происходит распыление активного вещества, а потом его окисление на воздухе с воспламенением и последующей детонацией. Детонация происходит только после накопления в атмосфере достаточного объема диспергирующего вещества, — поэтому авиабомбу и называют объемно-детонирующей.