По сообщениям из открытых источников, в Китае начались полевые испытания новой экспериментальной модификации основного боевого танка Type 99A2 (ZTZ-99A) с гибридной силовой установкой. Перспективный основной боевой танк НОАК получил комбинированный дизельный и электрический двигатель, призванный радикально изменить ключевые характеристики боевой машины и расширить возможности китайских сухопутных войск в будущем.

Гибридный двигатель и скрытность
Согласно китайским источникам, гибридная силовая установка обеспечивает значительно более низкую акустическую заметность, увеличенную динамику (в том числе за счёт мгновенной передачи крутящего момента от электродвигателя) и создаёт задел для интеграции энергоёмких систем — таких как комплексы радиоэлектронной борьбы или лазерное вооружение и другие направленные энергетические средства (“directed energy weapons”). Важным достижением является также увеличение запаса хода и топливной экономичности, что способно в перспективе снизить нагрузку на логистику соединений.
Ещё одно преимущество новой силовой установки — оптимизация работы на больших высотах, где традиционные дизельные двигатели снижают эффективность из-за разреженного воздуха.
Разработка, по имеющимся данным, активно опирается на наработки китайской гражданской индустрии в области электромобилей — самой крупной и технологически продвинутой в мире.
Китай и Южная Корея — лидеры нового поколения ОБТ
Ожидается, что именно Китай станет первой страной, поставившей на вооружение гибридные, а в перспективе — и полностью электрические основные боевые танки. Южная Корея уже объявила о планах разработки водородной энергетической установки для перспективного танка K3 к 2040 году, с промежуточным выпуском гибридной дизельно-водородной версии в 2030-х годах.
В то же время западные производители продолжают эксплуатацию и модернизацию наследия Холодной войны, при этом в последних конфликтах западные танки неоднократно демонстрировали уязвимости и ограниченность боевых качеств.
Сейчас, в Китае серийно производятся сразу пять классов танков: тяжёлый Type 99A/A1/A2 для элитных частей, облегчённый Type 96B, горный и десантный Type 15, экспортный VT-4 и модернизированные на базе Type 59 танки Al Kafil-1 для иракской армии.
Новый шаг к танку четвёртого поколения
Примерно с середины 2024 года, на китайских полигонах замечен опытный образец нового лёгкого танка, предположительно соответствующего четвёртому поколению. Ранее, в 2022 году, государственное телевидение CCTV анонсировало разработку ОБТ с беспрецедентным уровнем автоматизации и защиты экипажа. Предполагается, что новые китайские танки следующего поколения получат экипаж в составе двух человек вместо трёх у текущих китайских и российских моделей и четырёх у американских и немецких.
Type 99A2, будучи самым тяжёлым танком КНР (до 55 тонн), оснащён 1500-сильным двигателем, усиленной броневой защитой (комбинированная лобовая броня, модульные экраны, накладная броня в виде “стрелы”) и комплексом оптико-электронного подавления JD-3.
Несмотря на высокую секретность программы, оценка китайской экспортной модели VT-4 иностранными операторами указывает на высокую конкурентоспособность китайского танкостроения на мировой арене.
Введение гибридной трансмиссии может не только привести к появлению отдельного варианта Type 99A2, но и стать катализатором создания принципиально нового танка четвёртого поколения. Всё это подтверждает — КНР уверенно выходит на лидирующие позиции в развитии бронетанковых технологий XXI века.