Воздушный командный пункт управления войсками ВКС России Ил-22М-11

Российский самолет Ил-22М (Ил-22М-11 СУРТ), является воздушным командным пунктом (ВКП), а его первая версия Ил-22, появилась еще в начале 1970-х годов. Часто для самолета применяется аббревиатура ВЗПУ, которая расшифровывается как “воздушный защищенный пункт управления”. Именно один из таких самолетов был сбит ЗРК “Вагнер”, во время мятежа Пригожина летом 2023 года. По состоянию на 2023 год, ВКС России имели на вооружении 5 единиц Ил-22 и и 12 единиц модернизированных самолётов Ил-22М.

Воздушный пункт управления Ил-22М-11

Современный Ил-22М правильнее называть Ил-22М-11, где последние цифры указывают на модернизацию самолета в 1980-х годах. Ил-22М, является самолётом-ретранслятором армейского фронтового уровня с комплексом защищенной секретной связи “Сокол-СРТ”, передающий информацию в цифровом формате. Ориентировочная стоимость такого самолета составляет около 100 миллиона долларов.

Самолет Ил-22М является “наследником” пассажирского самолета Ил-18. Еще в 1968 году, на базе этого самолета создали борт радиотехнической разведки Ил-18Д “Игла”, который послужил прототипом для целой линейки военно-разведывательных самолетов Ил-20.

В 1971 году, ОКБ Мясищева модернизировало Ил-20 до версии Ил-22. Новый самолет получил функции воздушного командного пункта со спецсвязью. В начале 1980-х годов, самолет Ил-22 модернизировали до версии Ил-22М-11, сделав из него самолет-ретранслятор армейского уровня с защищенной секретной связью.

В 2018 году, самолёты оснастили новым узлом ретрансляции, который полностью интегрирован с наземными и воздушными автоматизированными системами управления по цифровым каналам, способным участвовать в сетицентрической войне. Этот самолёт получил индекс Ил-22М-11 СУРТ (самолет управления радиотрансляцией).

Модернизация ВКП Ил-22М-11 обеспечила скоростной и защищенный обмен информацией в реальном режиме времени и позволило осуществлять эффективное управление разнородными межвидовыми группировками войск в самых различных условиях. Бортовая аппаратура самолета способна работать с наземной системой управления войсками (АСУ) “Метроном”, “Заря” и “Созвездие-25”.

Дальность полета Ил-22М-11 составляет около 5 400 км, а его экипаж может доходить до 13 человек: два пилота, штурман, бортинженер, радист и восемь операторов аппаратуры связи.