Крылатая ракета Trembita (“Трембита”) разработана украинским конструкторским бюро PARS и по функциональному предназначению представляет собой малобюджетный наземный аналог обычной крылатой ракеты класса “воздух-земля”. Ракета оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) работающим на бензине. Так как этот тип вооружения имеет старт с земли при помощи катапульты, “Трембиту” часто называют “крылатой ракетой-дроном”.

Особенности и цена
Тип вооружения. Крылатая ракета-дрон Trembita предназначена для поражения пехоты и лёгкой бронетехники на значительной удалении от зоны пуска и относится к классу высокоточных реактивных тактических боеприпасов “земля-земля”.
Стоимость крылатой ракеты-дрона Trembita составляет 4-10 тысяч долларов. Цена зависит от наличия разгонного твердотопливного двигателя, вида основного двигателя, навигационной системы и типа катапульты. Недорогой базовый вариант оснащён только GPS навигацией и ПуВРД без использования разгонной ступени.

Конфигурация. Основная часть ракеты выполнена по стандартной аэродинамической схеме с крыльями в середине корпуса и килями-стабилизаторами в хвостовой части. Ракета оборудована небольшим разгонным твердотопливным двигателем, с внешней установкой на корме, а также пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) работающим на бензине или дизельном топливе, который установлен на верхней части фюзеляжа.
Концепция. Крылатая ракета-дрон Trembita почти аналогична по конфигурации и идеи применения российской БпЛА-мишени Е95М с двигателем ПуВРД М135 от ЗАО ЭНИКС 2015 года, которая активно применяется ВС РФ в зоне СВО на Украине.
Вид старта. Trembita стартует с помощью обычной наземной рельсовой катапульты и развивает начальную скорость с помощью небольшого разгонного двигателя, после чего активируется основной ПуВРД. Наличие разгонного твердотопливного двигателя увеличивает скорость ракеты и значительно повышает ее дальность.
Основными плюсами ПуВРД являются простота конструкции, низкая стоимость производства и высокая удельная тяга на дозвуковых скоростях, что делает его привлекательным для использования в беспилотных летательных аппаратах и ракетах. Однако к минусам относятся низкий КПД на высоких скоростях, ограниченная долговечность из-за вибраций и пульсаций, а также высокий уровень шума, что делает его непригодным для большинства современных авиационных применений.
Тактико-технические характеристики
- Длина: около 2 метров;
- Масса: приблизительно 100 кг;
- Масса боевой части (БЧ): 20–30 кг;
- Тип БЧ: термобарическая, осколочно-фугасно зажигательная (ОФЗ);
- Скорость полета: до 400 км/ч;
- Дальность поражения: до 200 км с дополнительным разгонным двигателем и 140 км с использованием только ПуВРД; перспективная модификация — до 600 км;
- Высота полета: от 30 м до 2000 м;
- Система наведения: инерциальная (опционально) и GPS;
- Тип двигателя: бензиновый (А-92, А-95) ПуВРД и разгонный твердотопливный реактивный, аналогичный снарядам РСЗО.
- Запас топлива; 30 литров.
- Тип пуска: наземный, катапульта.
- Недостатки: повышенный шум и выделение тепла, что создает большую заметность для наземных средств обнаружения аэродинамических целей стандартными средствами ПЗРК ближнего радиуса действия.