Крылатая ракета-дрон Trembita класса “земля-земля” с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем

Крылатая ракета Trembita (“Трембита”) разработана украинским конструкторским бюро PARS и по функциональному предназначению представляет собой малобюджетный наземный аналог обычной крылатой ракеты класса “воздух-земля”. Ракета оснащена пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) работающим на бензине. Так как этот тип вооружения имеет старт с земли при помощи катапульты, “Трембиту” часто называют “крылатой ракетой-дроном”.

Крылатая ракета Trembita
Выставочный образец крылатой ракеты-дрона Trembita. В верхней части расположен ПуВРД

Особенности и цена

Тип вооружения. Крылатая ракета-дрон Trembita предназначена для поражения пехоты и лёгкой бронетехники на значительной удалении от зоны пуска и относится к классу высокоточных реактивных тактических боеприпасов “земля-земля”.

Стоимость крылатой ракеты-дрона Trembita составляет 4-10 тысяч долларов. Цена зависит от наличия разгонного твердотопливного двигателя, вида основного двигателя, навигационной системы и типа катапульты. Недорогой базовый вариант оснащён только GPS навигацией и ПуВРД без использования разгонной ступени.

ракета-дрон Trembita
В хвостовой части крылатой ракеты-дрона Trembita установлен простой реактивный двигатель для разгона и увеличения скорости при старте с катапульты

Конфигурация. Основная часть ракеты выполнена по стандартной аэродинамической схеме с крыльями в середине корпуса и килями-стабилизаторами в хвостовой части. Ракета оборудована небольшим разгонным твердотопливным двигателем, с внешней установкой на корме, а также пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД) работающим на бензине или дизельном топливе, который установлен на верхней части фюзеляжа.

Концепция. Крылатая ракета-дрон Trembita почти аналогична по конфигурации и идеи применения российской БпЛА-мишени Е95М с двигателем ПуВРД М135 от ЗАО ЭНИКС 2015 года, которая активно применяется ВС РФ в зоне СВО на Украине.

Вид старта. Trembita стартует с помощью обычной наземной рельсовой катапульты и развивает начальную скорость с помощью небольшого разгонного двигателя, после чего активируется основной ПуВРД. Наличие разгонного твердотопливного двигателя увеличивает скорость ракеты и значительно повышает ее дальность.

Основными плюсами ПуВРД являются простота конструкции, низкая стоимость производства и высокая удельная тяга на дозвуковых скоростях, что делает его привлекательным для использования в беспилотных летательных аппаратах и ракетах. Однако к минусам относятся низкий КПД на высоких скоростях, ограниченная долговечность из-за вибраций и пульсаций, а также высокий уровень шума, что делает его непригодным для большинства современных авиационных применений.

Тактико-технические характеристики

  • Длина: около 2 метров;
  • Масса: приблизительно 100 кг;
  • Масса боевой части (БЧ): 20–30 кг;
  • Тип БЧ: термобарическая, осколочно-фугасно зажигательная (ОФЗ);
  • Скорость полета: до 400 км/ч;
  • Дальность поражения: до 200 км с дополнительным разгонным двигателем и 140 км с использованием только ПуВРД; перспективная модификация — до 600 км;
  • Высота полета: от 30 м до 2000 м;
  • Система наведения: инерциальная (опционально) и GPS;
  • Тип двигателя: бензиновый (А-92, А-95) ПуВРД и разгонный твердотопливный реактивный, аналогичный снарядам РСЗО.
  • Запас топлива; 30 литров. 
  • Тип пуска: наземный, катапульта.
  • Недостатки: повышенный шум и выделение тепла, что создает большую заметность для наземных средств обнаружения аэродинамических целей стандартными средствами ПЗРК ближнего радиуса действия.