Как сообщает Минобороны РФ, в Северодвинске под руководством Министра обороны Андрея Белоусова и при участии главнокомандующего ВМФ адмирала Александра Моисеева, на судостроительном предприятии АО «Производственное объединение «Севмаш», состоялась церемония вывода из эллинга (снятие со стапеля) атомной подводной лодки «Хабаровск».

Отмечается, что «Хабаровск» спроектирован АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин» и предназначена для решения задач «с применением современного морского подводного оружия, в том числе роботизированных средств различного назначения».
Сегодня для нас знаковое событие – со стапеля прославленного «Севмаша» выводится тяжелый атомный ракетный крейсер «Хабаровск».
— отметил глава российского военного ведомства.
По информации «Российской газеты», атомная подводная лодка «Хабаровск» является вторым носителем суперторпеды с ядерной силовой установкой «Посейдон» наряду с «Белгород».
Первым носителем беспилотного подводного аппарата (ядерной торпеды) «Посейдон» стала российская атомная субмарина «Белгород» проекта 09852, которая в 2022 году была переоборудована из многоцелевой АПЛ проекта 949А «Антей». Вероятно, именно с подводной лодки «Белгород», в октябре 2025 года были проведены ходовые испытания «Посейдона» вызвавшие широкий резонанс в мировом сообществе.
Спуск со стапеля нового подводного атомного ракетного крейсера с возможностью выполнения специальных задач, в перспективе значительно усилит морскую компоненту ядерной триады России. Третьей подлодкой, которая будет нести «Посейдон», станет «Ульяновск» проекта 09853.
Информация по характеристикам «Хабаровска» сейчас крайне ограничена, но анализ источников позволяет выделить ключевые отличия от «Белгорода» — переоборудованной многоцелевой АПЛ, изначально предназначенная для борьбы с авианосными группами. Её корпус был удлинен для размещения аппаратов «Посейдон» и другого спецоборудования, что сделало лодку очень крупной, но, вероятно, не такой оптимизированной для новой роли.
«Хабаровск» же, согласно большинству экспертных оценок, строится как специализированный носитель с нуля. Это означает, что его конструкция изначально заточена под задачи транспортировки и применения «Посейдонов».
Можно предположить, что по сравнению с «Белгородом», новый ТАРК может иметь более оптимизированные размеры и форму корпуса, возможно, лучшую скрытность и акустическую малозаметность. Его энергетическая установка и системы управления также, вероятно, проектировались с учетом специфики работы с беспилотными подводными аппаратами.



