Советско-российский колесный бронетранспортер БТР-80 и его модификации

Советско-российский колесный бронетранспортер БТР-80 был принят на вооружение ВС СССР в 1986 году и является самой популярной легкобронированной боевой машиной, которую эксплуатируют около 40 стран мира. Бронетранспортер имеет более 35 российских и экспортных модификаций, а его средняя стоимость равняется 400 тысяч долларов за версию БТР-80А 1994 года.

Всего советско-российский ВПК выпустил более 4500 единиц этой легкобронированной боевой машины, а её глубокой модернизацией является БТР-82А 2013 года выпуска, который имеет более мощный двигатель и вооружение.

БТР-82А, бронетранспортер
Последней модернизацией бронетранспортера БТР-80, является модификация БТР-82А, которая имеет мощность двигателя в 300 л.с и автоматическую управляемую башню с 30-мм пушкой

Характеристики БТР-80

  • Масса с вооружением: 13,6 тонн.
  • Экипаж: 3 человека.
  • Десант: 7 человек.
  • Длина корпуса: 7,65 метра.
  • Ширина: 2,9 метра.
  • Броня: легкая, стальная катаная.
  • Вооружение: крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет Владимирова, 7,62-мм пулемёт Калашникова (30-мм пушка в БТР-82).
  • Дополнительное вооружение: дымовые гранатометы.
  • Двигатель: КамАЗ 7403, ЯМЗ-238М2 и ЯМЗ-236Н.
  • Мощность двигателя: 240-260 л.с. (300 л.с БТР-82).
  • Скорость: по асфальту 80 км/ч, по пересеченной местности 40 км/ч.
  • Запас хода: 600 км по асфальту.
  • КБ “Горьковский автозавод”.
  • Производитель: “Горьковский автозавод”.
  • Количество на вооружении России: 1600 единиц.
  • Всего выпущено: БТР-80 И БТР-82 около 4500 единиц.
  • Средняя стоимость: 400 тысяч долларов.

Разработка и создание

На начало 1980-х годов, сухопутные войска СССР имели на вооружении два типа бронетранспортера БТР-60 и БТР-70, которые нуждались в значительных доработках, что показала война в Афганистане. Если с бронированием и вооружением у советских БТР не было проблем, то их ходовые характеристики нуждались в модернизации. Боевые машины имели большой расход топлива с двигателями малой мощности в 120 л.с (БТР-70).

Кроме этого, опыт начала Афганской компании показал, что БТР-70 имеет неудовлетворительную высадку десанта из боевой машины, которая возможна только при полной остановке бронетранспортера, что повышает риски поражения техники.

В 1986 году, разработанный КБ “Горьковского автозавода” новый БТР-80 был принят на вооружение Советской Армии.

Новый БТР имел чуть большую ширину и высоту корпуса, а также новый тип катаной брони из гомогенной броневой стали толщиной от 5 до 9 мм, увеличив общий вес машины на 18% по сравнению с предшественником.

Вооружение бронетранспортера осталось прежним: крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет Владимирова, способный поражать цели на расстоянии до 2 км и 7,62-мм пулемёт Калашникова с дальностью стрельбы на 1,5 км.

Также, в БТР-80 разработчики модифицировали люк высадки пехоты. Бронетранспортеры 70 и 80 модели имеют люки для высадки десанта сверху и с борта. Однако боковой люк БТР-70 не давал возможности бойцам высаживаться из боевой машины на ходу, что было реализовано только в БТР-80, где появилась нижняя крышка люка, служившая подножкой.

Основным новшеством бронетранспортёра 80-ой версии, стал новый двигатель. У БТР-70 был достаточно сложный и ненадежный спаренный бензиновый карбюраторный двигатель, который заменили на дизельный, имеющий большую мощность в 240 л.с.

Также на БТР-80 был установлен дополнительный водометный движитель, повышающий его маневренность при плавании на водной поверхности.

Модификации БТР-80

Бронетранспортер 80-ой модели имеет три базовых модификации, таких как БТР-80 (1986 год), БТР-80М (1993 год) и БТР-80А (1994 год). На БТР-80М был установлен новый двигатель ЯМЗ-238М2, а модификация с литерой “А” получила две автоматические 30-мм пушки Шипунова.

Нужно отметить, что из последних двух модификаций были сделаны несколько вариантов БТР-80 для внутренних войск, а также командирские и разведывательные модели, отличающиеся в основном наличием средств обнаружения и радиоэлектронной аппаратуры.

Модификация БТР-82

В 2009 году, на вооружение ВС РФ начали поступать боевые машины БТР-82, которые являются глубокой модернизацией БТР-80. Стандартом для БТР-82 стали 30-мм автоматические пушки, усиленные огневой мощью 7,62-мм пулемёта Калашникова, которые устанавливаются на автоматическую башню (БППУ).

Также, в БТР-82 есть возможность ставить дополнительную защиту из прямоугольных подвесных накладок и появилась аппаратура взаимодействия со спутниковой навигацией ГЛОНАСС, а также были установлены приборы ночного видения и увеличена и мощность двигателя до 300 л.с.

В 2013 году, на вооружении армии России был принят БТР-82А, который отличается от своих предшественников наличием дистанционной управляемой башни АУ-220М “Байкал” с новой более лёгкой и скорострельной 30-мм пушкой тип 2A72. Впервые, эти бронетранспортеры были замечены в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике.

Также, во втором десятилетии 21 века, БТР-80 получил модернизацию в виде версий БТР-82АМ для морской пехоты с передней амбразурой для стрельбы десанта и БТР-87, где пехота высаживается с кормового люка. Сейчас на вооружение армии России начали поступать гибридные бронетранспортеры, с высоким бронированием на колесном шасси БМП К-17 «Бумеранг».

Экспортные варианты и стоимость

Кроме России, основными операторами БТР-80 (БТР-82), являются такие страны как Азербайджан, Алжир, Ангола, Бангладеш, Белоруссия, Венгрия, Казахстан и Украина, которые имеют от 100 до 300 единиц такой легкобранированной техники.

БТР-80 является самым дешевым бронетранспортером в мире, а его базовая версия равняется по стоимость 300 тысяч долларов с двумя пулеметами. Основным преимуществом БТР-80, является его легкая экспортная кастомизация. На бронетранспортер можно установить множества вариантов любых дизельных двигателей, а также заменить вооружение.

Российские более новые версии БТР-82А, доходят по цене до 450 тысяч долларов, где основная часть повышения стоимости приходится на автоматическую управляемую башню АУ-220М “Байкал” и двигатель.

На момент февраля 2022 года, Украины имела на вооружении около 250 БТР-80, на большинство из которых был установлен двигатель в 300 л.с. Также, для ВСУ совместно с Польшей производятся БТР-80UP с улучшенной броней.