Сухогруз “Урса Майор” (Ursa Major), который принадлежит группе компаний “Оборонлогистика”, затонул в Средиземном море, в результате трех последовательных взрывов с правого борта, в районе кормовой части, — об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу судовладельца. Судно следовало из Санкт-Петербурга во Владивосток и направлялось к Суэцкому каналу, чтобы потом выйти в Красное море и Индийским океаном пройти к Индонезии и войти в Тихий океан. По версии некоторых экспертов, атака на сухогруз “Урса Майор” произошла в море Альборан (входит в Средиземное море), средняя глубина которого достигает 1500-2407 метров.
Разночтения по времени инцидента
Разночтения по факту времени взрывов на судне, которые привели к его затоплению, возникли уже к вечеру 25 декабря 2024 года. По версии “Оборонлогистики”, которую цитирует РИА Новости, атака/взрывы на сухогрузе, произошли 23 декабря 2024 года, в 13:50 по московскому времени, когда судно прошло Гибралтарский пролив. После взрывов, сухогруз “Урса Майор” получил резкий крен до 25 градусов на левый борт и затонул в 45 милях от берега Алжира и 67 милях от Испании в Средиземном море.
Сухогруз Ursa Major спущен на воду в 2009 году и имеет водоизмещение в 9 490 тонн с длиной в 142 метра, шириной в 23 метра и с экипажем в 16 человек. Судно принадлежит компании “Оборонлогистика”, которая входит в структуру Минобороны России. Портом приписки сухогруза является Новороссийск.
По другой версии, которую публикуют некоторые эксперты, сухогруз “Урса Майор” получил повреждения после 13-ти часов (мск) 22-го декабря в море Альборан, пройдя Гибралтарский пролив. После получения повреждений, судно шло по инерции ходом около 5-ти узлов, а затем дрейфовало со скоростью около 2-х узлов, затонув в восточной части моря Альборан, примерно, в 65-ти милях к юго-западу от испанского портового города Картахена, куда и были эвакуированы 14 членов экипажа сухогруза.
Теракт или случайность?
Судовладелец сухогруза “Урса Майор”, группа компаний “Оборонлогистика”, 25 декабря заявил прессе, что взрывы с правого борта судна, являются террористической атакой. Ранее, выдвигалась версия, что на сухогрузе могли воспламенится масляные пары двигателя или взорваться пары оборудования парового котла.
Журналист и военный обозреватель Алексей Суконкин, в интервью “Вести: Приморье” предположил, что взрывы на сухогрузе “Урса Майор” — “это либо диверсия, либо прямая атака различными техническими средствами. Торпедой или подводным дроном”.
Подробности следования судна
Подробности следования сухогруза “Урса Майор” во Владивосток из Санкт-Петербурга, сопровождаются в медийном пространстве следующими фактами. Известно, что после выхода в Атлантический океан и направляясь в Средиземное море, судно следовало в составе морского конвоя (корабельной группировки), состоящей также из сухогруза “Спарта”, корвета “Сообразительный”, большого десантного корабля (БДК) “Александр Шабалин” Балтийского флота, а также из БДК “Александр Отраковский” и “Иван Грен” Северного флота.
Сухогруз “Урса Майор” осуществлял доставку на Дальний Восток кранов массой 380 тонн для расширения портового терминала на Дальнем Востоке и 45-тонных люковых крышек для ядерных реакторов новых ледоколов, а российские БДК следовали к побережью Сирии на базу в Тартусе. Их эксортировал корвет “Сообразительный” Балтийского флота.
Версии и предпосылки
На текущий период, выдвигается три неофициальные версии атаки на сухогруз “Урса Майор”: первая из которых говорит о применении малоразмерных торпед с неизвестной подводной лодки, а вторая — интерпретирует инцидент, как участие морских диверсантов, которые установили ВУ непосредственно на внешней обшивке, в ходе следования судна.
Третья версия атаки на “Урса Майор” подразумевает использование безэкипажных катеров (БэК) неизвестного типа. В пользу этой версии говорит характерная пробоина 50х50 сантиметров на борту сухогруза, расположенная выше линии воды, — о этом факте пишут СМИ, ссылаясь на пресс-службу судовладельца.
Некоторые источники утверждают, что во время следования российского конвоя через Атлантику к Гибралтарскому проливу, корабельную группировку с сухогрузами взял на сопровождение дальний противолодочный самолёт P-8A Poseidon, который стоит на вооружении ВВС США, а также Великобритании. Последняя, контролирует один из берегов Гибралтарского пролива — государство Гибралтар.
Военный эксперт Евгений Даманцев, в своей публикации на страницах ТГ-канала “RussianArms” от 24 декабря, размышляя о предпосылках гибели сухогруза “Урса Майор”, отмечает “хронологическую близость” испытания 14 декабря, в водах Бискайского залива, рядом с побережьем Франции, атомной подводной лодки класса Suffren, которая провела учения с применением перспективной торпеды F-21 Black Shark, поразив списанный фрегат Premier-Maître L’Her.
Военный обозреватель Алексей Суконкин считает, что атака на сухогруз “Урса Майор” связанна с успешным развитием Россией Северного морского пути, применительно к инфраструктуре и освоению водного пространства.
Американцы, британцы уже не раз заявляли, что Россия не должна накладывать руку на Северный морской путь, что он должен стать международным. А то что становилось международным по требованию США, оно потом становилось принадлежащим США. Это мы уже неоднократно видели. Поэтому Россия будет отстаивать Северный морской путь.
— отмечает Алексей Суконкин