Российский зенитный ракетный комплекс малого радиуса действия “Гибка-С”, на шасси бронеавтомобиля “Тигр”

Мобильный зенитный ракетный комплекс “Гибка-С”, на базе бронеавтомобиля ВПК-233116 “Тигр”, впервые был представлен на военно-техническом форуме “Армия-2016” и был принят на вооружение Сухопутных войск ВС РФ в 2023 году (точная дата неизвестна). Разработчиком комплекса является коломенское Конструкторское бюро машиностроения, а также ряд других российских предприятий. В основе разработки ЗРК “Гибка-С”, лежит идея пусковой корабельной установки 3М-47 “Гибка” 2006 года, ближнего радиуса действия.

ЗРК Гибка-С
ЗРК “Гибка-С” в четырьмя противовоздушными ракетами “Верба” модификации 2019 года

Пусковые установки комплекса “Гибка-С”, представляют из себя модифицированные под наземное мобильное использование турели, с установленными на них переносными зенитно-ракетными установками (ПЗРК) “Игла-С” или “Верба”. В состав комплекса “Гибка-С” входит шесть единиц боевых машин “Тигр” с ПЗРК “Верба” и машина целеуказания и автоматизированного управления. Ориентировочная средняя стоимость бронеавтомобиля “Тигр” с пусковой установкой “Верба”, составляет около 400 тысяч долларов и складывается из стоимости ПУ в 150 тысяч долларов и средней цены бронеавтомобиля в 250 тысяч долларов.

Характеристики

Особенности и дальность. Основой особенностью ЗРК “Гибка-С”, является способность поражать аэродинамические цели на ходу, при скорости до 30 км/ч, на дальность до 6,4 км, что повышает эффективность противовоздушной защиты мотострелковых и бронетанковых подразделений в процессе марша и фронтовой передислокации.

На данный момент, с большей долей вероятности, ЗРК “Гибка-С” оснащается только модернизированным вариантом ПЗРК “Верба”, который в отличии от “Иглы-С”, имеет собственную систему целеуказания и планирования, со связью с общим командным пунктом ПВО. В случае с “Гибка-С”, в состав комплекса входит машина разведки и управления командира (МРУК) взвода, с РЛС 1Л122 “Гармонь”, на базе бронеавтомобиля ВПК-233114 “Тигр”.

 РЛС 1Л122 "Гармонь", ЗРК Гибка-С
Машина разведки и управления с РЛС 1Л122 “Гармонь”. Фото Kbm.ru 

Бронеавтомобиль. ПУ ЗРК “Гибка-С”, установлена на бронеавтомобиль “Тигр” модификации ВПК-233116, а машина МРУК сделана на базе ВПК-233114 с колесной формулой 4х4. Оба бронеавтомобиля имеют 3-й класс баллистической защиты, а турбодизельный двигатель машин, с мощностью в 215 л.с, развивает скорость до 140 км/ч по асфальту. Масса бронеавтомобиля “Тигр”, с пусковой ракетной установкой доходит до 8 тонн и зависит от компоновки.

Экипаж бронеавтомобиля, с пусковой установкой, составляет 4 человека: два оператора, водитель и командир, а в экипаж МРУК входит командир, связист и водитель. Функции управления огнем и наведением в машине автоматизированы.

Кроме пусковой установки, на бронеавтомобиле установлена система запуска 81-мм дымовых гранат “Туча”, для постановки аэрозольных дымовых завес в целях маскировки.  

Пусковая установка в раннем варианте, была аналогичная корабельному варианту 3М-47 “Гибка”, с четырьмя противовоздушными ракетами, двумя противотанковыми ракетами ПТУР “Атака” и блоком оптико-электронной системы обнаружения.

Ранний вариант ЗРК "Гибка-С"
Ранний вариант ЗРК “Гибка-С” с корабельной турелью, противовоздушными ракетами и ПТУР

Однако позже, появилась поворотная установка, только с четырьмя противовоздушными ракетами, в которой увеличили высоту крепления, разместив сверху блок обнаружения.

Ракета. Противовоздушная управляемая ракета ЗРК “Гибка”, аналогична ракете переносного комплекса “Игла-С” или 9М336 “Верба”, с высотой поражения аэродинамических целей до 4,5 км по высоте и дальностью от 500 до 6,4 км. Отличием ракеты “Верба” от “Игла”, является наличие кроме двух стандартных инфракрасных диапазонов наведения (дальний и ближний), ещё и ультрафиолетового диапазона, что повышает эффективность в условиях плохой видимости.

Твердотопливная ракета 9М336, с осколочно-фугасной боевой частью, имеет скорость поражения цели на встречном курсе в 400 м/с (1440 км/ч, сверхзвук) и 320 м/с на дагонном курсе.