Турецкий истребитель KAAN может получить палубную версию для будущего авианосца

Турция рассматривает возможность создания палубной версии своего перспективного малозаметного истребителя пятого поколения KAAN. Этот самолёт планируется адаптировать для морских операций на авианосце MUGEM, который сейчас находится на стадии строительства. Данная инициатива является частью масштабной стратегии Турции по развитию собственной современной палубной авиации и далеко не новым концептом “одного самолета для всех видов войск”, реализованного в американском истребителе F-35A/B/C, который по-прежнему имеет проблемы эксплуатации за счёт своей универсальности.

Многоцелевой турецкий истребитель 5-го поколения KAAN

По информации турецкого издания Ulusavunma, проект уже обсуждается между конструкторским бюро ВМС Турции и компанией Turkish Aerospace Industries (TAI). Однако для адаптации KAAN к условиям эксплуатации на авианосце потребуется внести серьёзные конструктивные и технологические изменения, что может отсрочить серийный выпуск ожидаемой обычной версии нового турецкого истребителя.

Факты. Изначально многоцелевой истребитель KAAN разрабатывался для наземных операций, поэтому для его использования на авианосце необходимо модифицировать шасси, установить оборудование для аэрофинишера и оснастить самолёт складными крыльями, параллельно оптимизировав тягу двигателя.

Авианосец MUGEM изначально будет использовать систему короткого взлёта с трамплина и посадки с аэрофинишером, что означает, что KAAN должен будет взлетать с трамплина и садиться с помощью аэрофинишера.

В будущем, рассматривается возможность перехода на систему взлёта с катапульты и посадка с аэрофинишером (CATOBAR), что потребует дополнительных изменений, таких как усиление шасси для выдерживания нагрузок при катапультировании. Однако, такой способ взлета, повысит конкурентоспособность турецкого боевого самолета, по аналогу с палубным истребителем 5-го поколения Shenyang J-35 для авианосца Fujian ВМС Китая.

Истребитель KAAN, разработанный компанией TAI под первоначальным названием Milli Muharip Uçak (MMU) или TF-X, совершил свой первый полёт в феврале 2024 года. Во время испытаний он достиг высоты 8000 футов и скорости 230 узлов. В мае 2024 года высота полёта была увеличена до 10 000 футов. Программа разработки предусматривает создание трёх прототипов Block к 2026 году и прототипа Block I к 2029 году.

KAAN представляет собой малозаметный истребитель пятого поколения с высокой манёвренностью. Его длина составляет около 21 метра, размах крыльев — 14 метров, а высота — 6 метров. Максимальная взлётная масса оценивается в 27 000 кг. В настоящее время самолёт оснащён двумя двигателями General Electric F110, но Турция разрабатывает собственный двигатель совместно с TRMotor, который будет использоваться в будущих серийных моделях.

Самолёт оснащён радаром AESA (активной фазированной антенной решёткой) собственной разработки, который обеспечивает расширенные возможности обнаружения и отслеживания целей. Также KAAN имеет систему IRST (инфракрасного поиска и сопровождения) для пассивного обнаружения и современный комплекс радиоэлектронной борьбы, способный противостоять системам наведения противника.

Вооружение KAAN включает ракеты класса “воздух-воздух” и “воздух-земля”, такие как Gökdoğan и Gökhan, а также высокоточные управляемые бомбы и крылатые ракеты. Внутренние отсеки для хранения оружия позволяют сохранить малозаметность самолёта. В будущем возможно оснащение KAAN гиперзвуковым оружием и системами на основе искусственного интеллекта для повышения автономности.

Кабина пилота оснащена современным интерфейсом с сенсорными экранами и улучшенным дисплеем на лобовом стекле (HUD). Искусственный интеллект помогает пилоту обрабатывать данные и принимать решения, снижая нагрузку. KAAN также способен работать в сетевых операциях, координируя действия с другими летательными аппаратами, включая боевые дроны.

Строительство авианосца MUGEM официально началось 2 января 2025 года. Этот корабль длиной 285 метров и водоизмещением 60 000 тонн станет важным шагом в развитии турецкого военно-морского флота. Авианосец оснащён наклонной взлётно-посадочной палубой шириной 72 метра и имеет осадку 10,1 метра. На его борту сможет размещаться до 50 самолётов, включая 30 в ангаре и 20 на палубе.

Изначально MUGEM не будет оснащён катапультой, но в будущем планируется внедрить модульную систему запуска. Силовая установка корабля основана на технологии COGAG (комбинированная газовая и газовая), которая обеспечивает максимальную скорость 25 узлов и дальность хода до 10 000 морских миль, что делает его пригодным как для региональных, так и для международных операций.

Перспективы проекта. Адаптация KAAN для палубного базирования на авианосце MUGEM — это сложная задача, но она соответствует стратегическим планам Турции по усилению своих военно-воздушных и военно-морских сил. Успешная реализация этого проекта позволит Турции войти в число стран, обладающих передовыми возможностями палубной авиации, и значительно повысит её оперативные возможности на море.