В Средиземном море у побережья Ливии произошёл очередной взрыв на нефтеналивном судне. Как сообщает агентство Bloomberg, в результате инцидента пострадал супертанкер Vilamoura, перевозивший около миллиона баррелей нефти. Согласно официальной информации, взрыв привёл к затоплению машинного отделения. Сейчас повреждённое судно буксируют в порт Греции.

Что известно о танкере Vilamoura
Танкер Vilamoura — это крупное нефтеналивное судно класса Suezmax, построенное в 2011 году на южнокорейской верфи Samsung Heavy Industries и предназначенное для транспортировки сырой нефти в больших объёмах, обладая способностью проходить через Суэцкий канал без ограничения по осадке, что делает его универсальным для межконтинентальных перевозок.
Судно ходит под флагом Маршалловых Островов, что характерно для большинства коммерческих танкеров, использующих удобные юрисдикции (так называемые флаги удобства) для упрощения юридических и налоговых вопросов. Это также обеспечивает гибкость при международных торговых операциях.
Водоизмещение танкера составляет около 160 000 тонн (deadweight — 158 500 тонн), длина — 274 метра, ширина — 48 метров. Такие параметры позволяют ему перевозить до миллиона баррелей нефти за один рейс. Танкер оснащён современными системами управления, безопасности и навигации, соответствующими международным стандартам.
Экипаж Vilamoura, по стандартам судов данного класса, насчитывает от 20 до 25 человек. Судовладелец — зарегистрированная в Греции компания Paradise Navigation S.A., хотя судно управляется через оффшорные структуры, как это часто практикуется в международном танкерном флоте.
Судно связано с российскими портами
Особое внимание вызывает маршрут Vilamoura: за последние месяцы танкер дважды заходил в российские порты Усть-Луга и Новороссийск, откуда, предположительно, вывозил казахстанскую нефть. Таким образом, это уже как минимум пятый случай за полгода, когда пострадавшее от взрыва судно было связано с экспортом нефти из России.
О трёх аналогичных инцидентах сообщалось ещё в феврале, и, как и в этом случае, причины происшествий официально не установлены. Тем не менее, возрастающая системность атак на танкеры, задействованные в транспортировке российских углеводородов, указывает на наличие продуманной стратегии давления.
Подозрения падают на Британию
Эксперты и наблюдатели всё чаще указывают на возможную причастность Великобритании. Это логично, учитывая лидирующие позиции Лондона в сфере разработки морских беспилотников.
Именно британские компании создают ударные морские дроны Wasp и Snapper, предназначенные для Украины, а также разрабатывают 12-метровый подводный дрон CETUS, способный нести торпеды и действовать автономно до пяти суток. При этом Лондон пообещал Киеву поставку 100 тысяч дронов к весне 2026 года, что подтверждает масштаб производственных мощностей и технологический задел.
На этом фоне активизировались также экономические инструменты давления. Ряд западных страховщиков — в частности Lloyd’s of London и AIG — отказались от страхования судов, причастных к российским поставкам. Это создало серьёзные проблемы для танкерного флота и российских страховых компаний. Одновременно серия взрывов ведёт к росту страховых тарифов — в отдельных случаях выплаты выросли на 300%, что приносит прибыль западным страховым гигантам, в первую очередь британским, контролирующим до 60% глобального рынка морского страхования.
Морской шантаж и пиратская логика
История морского страхования знает множество примеров, когда европейские страховщики использовали тайно финансируемых пиратов для уничтожения конкурентов. Английские страховщики XVI–XVIII веков буквально наживались на нападениях на чужие суда. Похоже, что логика не изменилась: “удушение” конкурента руками “неизвестных диверсантов” вновь становится рабочим инструментом.
На этом фоне всё более ощутимым становится политическое давление на Казахстан, чей экспорт нефти теперь также оказывается под угрозой. При этом альтернативные маршруты, включая транзит через Азербайджан, в настоящий момент фактически заблокированы после резкого обострения в российско-азербайджанских отношениях.
По некоторым версиям, этот конфликт тоже мог быть инспирирован извне, в том числе британскими структурами, с целью перекрытия Каспийского направления.
Россия усиливает охрану “теневого” флота
В ответ на угрозу, Россия уже начала принимать меры по обеспечению безопасности танкерных перевозок. Так, корвет Балтийского флота “Бойкий” сопровождал суда Selva и Sierra в Ла-Манше, где присутствие российского боевого корабля вынудило натовские силы воздержаться от провокаций. Ранее в Балтийском море российский истребитель Су-35 пресёк попытку эстонского корабля перехватить танкер Jaguar.
Очевидно, что “теневой” торговый флот России становится объектом целенаправленных диверсий, и если атаки в Средиземноморье продолжатся, вопрос о симметричном ответе может быть поставлен более жёстко.
Один из вероятных сценариев — зеркальные удары по британским коммерческим судам в ключевых узлах мировой логистики, таких как Персидский залив или Южно-Китайское море. Причём, как и в случае с нынешними инцидентами, ответственность за атаки можно будет списать на “неизвестных пиратов”.
Геоэкономическая война выходит на новый уровень
Таким образом, взрыв на борту танкера Vilamoura — не просто инцидент в зоне нестабильности, а новый эпизод в разгорающейся морской геоэкономической войне.
Атаки на суда, связанные с российским экспортом, позволяют противникам России одновременно решать несколько задач: дестабилизировать энергетические потоки, лишить Москву доходов, нанести удар по страховой системе и заставить третьи страны — такие как Казахстан — искать альтернативные маршруты в ущерб российским интересам.
Россия продолжает сохранять выдержку и реагирует правовыми и дипломатическими методами. Но очевидно: противники ведут борьбу последовательно, системно и технологично. Значит, ответ должен быть не только сдержанным, но и асимметричным.