Немецкий оборонный концерн Rheinmetall AG поставит на Украину башенную систему противовоздушной обороны Skyranger 35 («Скайрейнджер 35»), размещенную на шасси танка Leopard-1. Согласно пресс-релизу компании от 10 октября, производство и интеграция на танковые шасси системы Skyranger, будет осуществляться итальянским отделением компании Rheinmetall Italia Sp. Количество зенитных самоходных установок (ЗСУ), которые будут переданы Киеву не называется, кроме туманной суммы в трехзначном диапазоне млн евро — «order value in the three-digit million Euro range» (вероятно около 300 млн евро).

О поставках на Украину боевого противовоздушного модуля Skyranger 35 на шасси основного боевого танка Leopard 1 стало известно еще в начале сентября 2025 года. В то время гендиректор Rheinmetall Армин Паппергер в интервью телеканалу ZDF заявил, что контракт стоимостью в сотни миллионов евро на поставку Киеву этих зенитных систем будет подписан на выставке оборонной промышленности DSEI в Лондоне, а сами Skyranger 35 поступят на Украину уже к концу года.
Стоимость ЗСУ
Башня Skyranger-35 представляет собой боевой модуль с 35-мм противовоздушной пушкой, которая использует снаряды класса AHEAD (Advanced Hit Efficiency and Destruction) с активацией боевой части в воздухе, непосредственно у цели. Этот модуль оснащен стабилизированной механикой наведения и комплектом сенсорики, стоящим из компактного радара и антенного блока с прицельно-навигационной электроникой.
Радар системы имеет дальность обнаружения до 5 км для малых аэродинамических целей типа дрон и 20 км для целей класса истребитель. По заявлению Rheinmetall, боевой модуль Skyranger 35 способен «покрывать территорию размером четыре на четыре километра, обеспечивая полную защиту от дронов». Ориентировочная стоимость такой боевой турели (без шасси и без внешней интеграции) составляет по различным оценкам диапазон 4-6 млн евро.
Шасси Leopard-1 доведённое до удовлетворительного состояния, пригодного для монтажа Skyranger, включает ремонт двигателя и ходовой части, а также восстановление электроники и монтаж интерфейсов, что в реальных контрактах обычно оценивается в среднюю сумму 3 млн евро. Таким образом одна единица ЗСУ Leopard-1 Skyranger-35 может быть равна стоимости до 9 млн евро (цифры оценочные).
Разработка Skyranger 35
Боевой модуль Skyranger-35 был впервые официально представлен компанией Rheinmetall Air Defence (Oerlikon Contraves) в 2021 году, как развитие семейства самоходных зенитных установок на базе 35-мм пушки KDG, применявшейся ранее в комплексах Skyshield и MANTIS.
Концепция объединила высокоточную автоматическую пушку с программируемыми боеприпасами AHEAD, малогабаритной РЛС кругового обзора, оптико-электронной системой сопровождения и цифровым управлением огнём. Впервые демонстрация опытного образца прошла на выставке IAV (International Armoured Vehicles) в Лондоне в начале 2021 года.
На данный момент Skyranger-35 ещё не находится в серийной эксплуатации в армии Германии: Бундесвер сделал ставку на более лёгкую версию Skyranger-30 для бронемашин Boxer, серийные поставки которой запланированы на 2026 год.
Тем не менее, именно Skyranger-35 стал базой для экспортных проектов Rheinmetall. В июне 2024 на выставке Eurosatory 2024 была представлена версия Skyranger-35, установленная на шасси Leopard-2, а 18 сентября 2024 года, на демонстрации Rheinmetall Skyranger-System Demonstration Days в Швейцарии, система Skyranger-35 была показана на шасси Leopard-1.
Танковое шасси
Для снижения стоимости ЗСУ Skyranger 35 на танковом шасси, предназначенной для поставок на Украину, Rheinmetall установил противовоздушную систему на первую версию шасси Leopard с дизельным двигателем MTU MB 838 CaM 500 мощностью в 830 л. с.
Вероятно, кроме немецких Leopard, находящихся на хранении, 35-мм пушка с башней будет установлена и на итальянские машины — не зря интеграцией башни и шасси занимается итальянское отделение Rheinmetall Italia Sp.
В Германии Leopard-1 как основной боевой танк выведен из действующей эксплуатации в 2003 году: после принятия и наращивания парка Leopard-2, все Leopard-1 были поставлены на хранение или используются для вспомогательных (обучающих, ремонтных) задач.
В Италии основной парк Leopard-1 также был последовательно свёрнут: последние машины серии A1/A2 списаны в 2003 году, а последние A5 — в 2008 году. Сейчас Италия эксплуатирует модернизированные ОБТ Ariete C2, а также ожидает поставки из Германии Leopard 2A8IT.



