В небе Ирана был зафиксирован на видео аэродинамический объект контурами напоминающий стратегический “стелс-бомбардировщик” B-2 Spirit. Источники сообщают, что этот факт несколько удивил и даже напугал очевидцев и в целом общественность Ирана, на фоне разговоров об ожидаемом ударе США с задействованием этого самолета-невидимки, способного нести на борту тяжелый противобункерные авиабомбы GBU-57A/B. Позже выяснилось, что замеченный в небе объект, это иранский разведовательно-ударный дрон Shahed 171 Simorgh с конфигурацией летающего крыла.

По версии российских СМИ, которые ссылаются на свои источники, в воздушном пространстве Ирана был замечен секретный тяжелый израильский “стелс-дрон” RA‑01, наличие которого на вооружении Израиля не подтверждается официально, а его существование основано на неких “слитых” в сеть документов американской разведки от октября 2024 года, факт чего уже вызывает сомнения. Кроме этого, размеры замеченного дрона и конфигурация явно указывают на Shahed 171 Simorgh или его младшего собрата Shahed 191 Saegheh.
Что известно об иранском дроне Shahed 171 Simorgh?
Беспилотный летательный аппарат Shahed-171 Simorgh представляет собой одну из наиболее амбициозных разработок иранского оборонно-промышленного комплекса в области дальнодействующих разведывательно-ударных БпЛА. Его появление стало прямым следствием захвата американского дрона RQ-170 Sentinel в 2011 году, после чего Иран заявил о намерении создать собственную версию аппарата с аналогичной аэродинамической схемой и возможностями.
Аэродинамическая схема и конструкция
Shahed-171 выполнен по схеме “летающее крыло”, что значительно снижает его радиолокационную заметность с конструкцией включающей применение радиопоглощающих материалов, а воздухозаборник дрона скрыт в верхней части фюзеляжа, как и у американского RQ-170.
Иранский “стелс-аппарат” не имеет вертикальных стабилизаторов, что указывает на повышенное внимание к малозаметности в диапазоне сантиметровых и дециметровых радиоволн. Сообщается, что аппарат может быть выполнен как в беспилотном, так и в пилотируемом виде, но достоверно подтверждена лишь беспилотная конфигурация.
ТТХ и вооружение
Иран официально не раскрывал полные ТТХ Shahed-171, однако по данным и спутниковым снимкам, его размах крыла составляет около 25 метров, а длина — порядка 5 метров. Масса аппарата оценивается в 2-2,5 тонны.
Максимальная дальность полета достигает 2000-2500 километров в разведывательной конфигурации, с возможностью значительно меньшей боевой нагрузки в ударном варианте. В отдельных источниках упоминается дальность до 4000 километров, однако это требует подтверждения.
В ударной модификации Simorgh может нести управляемые боеприпасы в двух внутренних отсеках. На парадах и видеозаписях были замечены корректируемые боеприпасы серии Sadid, включая Sadid-345 — малогабаритные управляемые бомбы массой около 20-25 кг с телевизионным или лазерным наведением. Предположительно, такие БпЛА могут атаковать высокозащищенные цели с малой высоты, сохраняя при этом малозаметность.
Система управления и навигации
Shahed-171 использует иранскую спутниковую и инерциальную навигацию. Отсутствие прямой зависимости от американских GPS-сигналов объясняется рисками РЭБ и возможными глушениями. В некоторых конфигурациях применяются оптико-электронные станции и системы видеонаблюдения.
Управление осуществляется либо в полуавтономном режиме с наземной станции, либо в полностью автономном — с заранее загруженным маршрутом полета и целевыми точками. Возможна и спутниковая ретрансляция сигнала, если Иран использует каналы своих спутников связи “Нахид” или частично опирается на китайскую инфраструктуру.
Двигатель
Shahed-171 Simorgh оснащён одним турбовентиляторным двигателем. Точная модель не раскрывается официально, но, по оценкам специалистов, он создан на базе американского Garrett TFE731, применяемого на оригинальном дроне RQ-170 Sentinel, который был захвачен Ираном и послужил прототипом для Simorgh.
Существует версия, что иранцы использовали локализованную копию этого двигателя, известную под названием Owj или Jahesh. Эти турбовентиляторные двигатели производятся в Иране и, по заявлению Тегерана, способны развивать тягу порядка 15-20 кН, что достаточно для обеспечения полёта аппарата на больших высотах с дозвуковой скоростью.
Также рассматривается возможность применения китайского двигателя WS-11, являющегося копией всё того же TFE731. Этот вариант мог быть использован при первых испытаниях или экспортных вариантах, учитывая тесное военно-техническое сотрудничество Ирана и Китая.
Таким образом, двигатель Shahed-171 представляет собой или прямую копию американского TFE731, или его адаптированный иранский аналог, способный обеспечить необходимую дальность, скорость и характеристики малозаметного полёта.
Роль в вооруженных силах
Shahed-171 не является массовым дроновым продуктом, как Shahed-136, а используется точечно. В первую очередь он служит для глубоких разведывательных миссий, фотографирования стратегических объектов противника и демонстрации технологического потенциала. Были сообщения о его применении в Сирии и в зоне Персидского залива, где он сопровождал иранские ВВС во время операций наблюдения за американскими авианосными ударными группами.
Символически Shahed-171 стал визитной карточкой иранского подхода к асимметричной борьбе, в которой ставка делается на технологии пассивной разведки, скрытности и высокоточного удара без прямого столкновения с превосходящими силами противника.