Резервисты и военнообязанные в запасе: поправки в механизм мобилизационного резерва

По информации ТАСС, правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила законопроект, позволяющий привлекать граждан РФ из мобилизационного резерва для выполнения задач при использовании ВС РФ за пределами России или в период контртеррористической операции в мирное время. Отмечается, что речь идет о гражданах, которые заключили контракт с Минобороны о пребывании в резерве и которые могут привлекаться к «специальным сборам».

Две категории резерва

Известно, что сейчас существует две категории граждан, которые относятся к резерву страны в общепринятом смысле — военнообязанные, состоящие на воинском учете и имеющие ВУС (военно-учетная специальность), который был присвоен по прохождению срока службы (контрактная, срочная) и резервисты, — граждане, которые подписали добровольный специальный контракт с Минобороны РФ для зачисления в мобилизационный резерв. Новый законопроект касается только категории резервистов.

Согласно Федеральному закону № 53-ФЗ, под мобилизационным людским резервом понимаются граждане, пребывающие в запасе и заключившие в установленном порядке контракт о пребывании в мобилизационном людском резерве. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Федеральные законы о мобилизационном резерве

Пребывание гражданина в людском резерве регулируется статьями 571-578 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
 раздела VIII.1. «Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов».

Согласно статье 573 — первый контракт о пребывании в людском резерве заключается на срок три года, а согласно статье 57.4 — резервистом может стать офицер в возрасте до 57-67 лет (зависит от звания) или до 52 лет в других случаях (солдаты, сержанты и так далее).

Согласно статье 577  — резервист (людского резерва — прим.автора) обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности.

Согласно «Положению о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве» — добровольные резервисты привлекаются к мероприятиям по оперативной, мобилизационной и боевой подготовке в ходе военных сборов по планам подготовки соединений и воинских частей, в которые в соответствии с контрактом предназначаются.

БАРС

С 2022 года, мобилизационный людской резерв страны, прописанный законодательно с добровольным заключением контракта с Минобороны, получил дальнейшее развитие в «Добровольческих формированиях», которые имеют наименование БАРС («боевой армейский резерв страны») с несколько иными сроками контракта и условиями поступления.

Добровольный мобилизационный резерв тестировался еще в 2015 году и заработал осенью 2021 года. В 2021 году, Южный военный округ провел первые учения с привлечением резервистов в Северной Осетии.

Инициатором создания проекта БАРС является Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба. В официальных законодательных правовых актах, БАРС как правило именуется термином «добровольческие формирования». Первый Федеральный закон о таких формированиях № 419-ФЗ был принят в ноябре 2022 года.

Бойцы добровольческих формирований БАРС (отряды и отдельные бригады), имеют контракт с Минобороны РФ и сейчас активно участвуют в специальной военной операции России на Украине.

Суть новой поправки

Ранее, резервисты, заключившие добровольно контракт с МО РФ, в мирное время могли участвовать по большей части только в военных сборах, а в период мобилизационных мероприятий или военного времени — в боевых действиях.

«Специальные сборы» авторы законопроекта предлагают прописать в статье №54 «Военные сборы» закона «О воинской обязанности и военной службе», где в настоящее время указаны две категории: учебные сборы и проверочные сборы (проверка готовности воинских частей и военкоматов). К ним предлагается добавить третью категорию — «спецсборы». Порядок прохождения специальных сборов будет определять Президент РФ.

Теперь формулировка «специальные сборы» обосновывает задействование резервистов и в мирное время, для выполнения задач в период контртеррористической операции или при использовании ВС РФ за пределами России. Также законопроектом устанавливается возможность дополнительных выплат резервистам, призванным на такие сборы.

Другими словами

Из известных формулировок нового законопроекта становится понятно, что Минобороны будет использовать и в мирное время отлаженных механизм БАРС для набора по контракту граждан в людской резерв, которые ранее не состояли в добровольческих формированиях (наряду с уже прошедшими через добровольческий контракт).

Сейчас, добровольцы имеют возможность заключить контракт о прибывании в боевом резерве (БАРС), так как мобилизационный период в стране формально еще не закончен. После, вероятно проект БАРС будет работать на постоянной основе, как, в некотором смысле, — альтернатива обычному контракту с МО РФ.

Другими словами, так как ядро добровольческих подразделений резерва состоит из профессиональных военных, а сам проект БАРС имеет хорошо развитую инфраструктуру с полигонами обучения, то набор резервистов по контракту в эти подразделения в мирное время, для выполнения задач согласно поправке к закону о «специальных сборах», может существенно улучшить оперативное развертывание войск в других странах, где Россия традиционно имеет свои интересы, как в Сирии, так и в Африке или странах ближнего зарубежья.