Откуда появились русские: от славян до россиян

В современной России, все больше становится актуальным вопрос, откуда появились русские и являются ли они этносом, народом или нацией. Попробуем разобраться, как происходил социальный этногенез русских, от этноса, до народа и национальности.

Содержание:

Отметим, что данное эссе написано максимально доступным языком и кратко излагает весь путь, который прошли русские для того, чтобы стать русскими.

Русская деревянная церковь
“Деревянные церкви Руси, перекошены древние стены. Подойди и о многом спроси, в этих срубах есть сердце и вены”. Д.Варшавский — А.Шаганов

Этнос: славянское становление

В IV веке нашей эры, на территории Восточной Европы существовали так называемые славянские этносы, которые вели оседлый образ жизни и занимались сельским хозяйством. Славянами или славенами их называли люди других культур, в том числе и греки.

Нужно отметить, что славяне это не этнос, а языковая группа этносов, которая говорила и писала на языке, который позже получил название глаголица.

Когда появилась эта языковая группа доподлинно неизвестно, так как дата начала генезиса основывается на археологических находках, которых по отношению к славянам достаточно мало.

Сейчас, основной версией является тот факт, что этногенез славян начался в I веке до нашей эры.

Каждый из оседлых аграрных славянских этносов обладал своей уникальной культурой и религиозными взглядами на бытие. Славяне верили в богиню леса медведицу, леших, домовых и болотных духов etc. Им практически не был известен солярный пантеон богов, который позже интегрировали в их культуру кочевые этносы.

Известно, что еще в V веке нашей эры, на славян постоянно нападали кочевые этносы — забирая скот и продовольствие. Однако позже, уже в начале IX века нашей эры, некоторым славянским группам удалось заключит договор с варягами — одним из кочевых скандинавских этносов, который стал защищать их от других кочевников. За эту услугу, славяне платили дань (налог) Варягам.

Слияние славян и кочевников произошло приблизительно в 862 году нашей эры, когда варяг по имени Рюрик, решил объединить множество славянских этносов, став князем поселения Киев. Именно этот факт является ответом на вопрос, откуда появились русские.

Русский народ: славяне и варяги

После того, как Рюрик объединил некоторые славянские этносы, образовалось и понятие народа.

Народ это тот, кто устанавливает (рождает, порождает) религию, культуру и государственность, единую для всех этносов.

В то время, на территории Восточной Европы и начало образовываться новое государство, с вертикалью и горизонталью власти.

В этом “экзистенциальном кресте”, влияние воинственных варягов исходило из вертикали, а мягкий и креативный славянский этнос располагался по горизонтали.

Первыми этносами, которых объединил Рюрик в народ, являются малороссы, великороссы и белороссы, которых и начали называть русами, а впоследствии русскими.

Народ не может состоять из одного этноса, так как он должен объединять и рождать нечто общее и единое в культурологическим и социальном контексте.

Именно в это время, в IX веке нашей эры и сформировался особый русский характер — воинственность и отсутствие страха перед смертью, интегрированное в коллективное бессознательное славян из идей варягов и добродушие и в некоторым смысле наивность самих русов, как аграрного этноса.

Также нужно отметить, что понятие народа, всегда связано с расширением своих территорий и вливания в него других этносов и культур, как путем военной экспансии, так и обычным объедением слабого и сильного.

Иными словами, с приходом Рюрика и образованием русского народа, государство Киевской Руси, начало реализовывать имперские амбиции первого типа.

Первый тип империи сложился во времена владычества Рима, и регламентирует захват других территорий, население которых становится гражданами государства-империи.

Второй тип империи был изобретен англо-саксонский миром, где население других территорий не считалось людьми, поэтому эти регионы можно было аннексировать без угрызения совести, а их население делать рабами.

Религия и язык

С приходом варягов и Рюрика, Киевская Русь получила и другую религию солярного пантеона богов, поразительным образом напоминающую по своим качества и свойством божественную реальность греков, римлян и скандинавов.

На смену медведям, лешим и прочим лесным существам, которые у славян наделялись чудотворными свойствами, пришли воинственные божества — Перун, Валес, Стибог и другие, которых ошибочно называют славянскими.

В IX веке нашей эры, начинается интеграция на территории Руси, христианства из Византии. В это же время, изменяется и русский язык, который перешел от глаголицы на кириллицу.

Такое радикальный поворот в славянском языке напрямую связан с христианством. В то время, братья из города Солуни (Греция), Кирилл и Мефодий, пытались перевести на глаголицу не только Библию, но и обширный сегмент греческой философии, связанной с ранним христианством.

Эти переводы с греческого на глаголицу впоследствии и стали основой кириллицы, а позже и русского языка, что и является ответом на вопрос, откуда появились русские с таким уникальным языком.

К примеру, в древней греческой философии существует слово “метанойя”, которое буквально сейчас означает выход за рамки ума — “мета” (перемена, выход), “ноима” или “нус” (разум или мышление).

Византийское христианство употребляло термин “метанойя”, как выход ума из узких скреп мышления, что является основанием для обращения к Богу.

Кирилл и Мефодий привели это слова на глаголицу, как неологизм “покаяние”, состоящий из двух слов “пока” и “явь”. Таким образом и создавалась кириллица.

Понятие русской национальности

Понятие русской национальности в российском обществе, является самой большой проблемой в классической социологии и антропологии.

Само слово нация имеет латинскую этимологию и часто переводится как народ, подразумевая обширную группу этносов на территориях бывшей Римской Империи.

В 19 веке, с развитием материалистической философии и образования локальных государств с утвержденными мировым сообществом границами, понятие нация и национальность подвергается серьезным изменениям.

Западный взгляд на национальность

В западной социальной философии считается, что нация — это производное от дикости этноса, который проходит через варварские имперские амбиции народа, пока не оформляется в цивилизованное национальное государство с нерушимым границами, не претендующие больше на расширение. Такие идеи высказывал шотландский философ Адам Фергюсон в начале 19 века.

По мнению западной философии, отсутствие имперских амбиций у национальности, может быть связано только с упразднением понятия этноса, и введением термина гражданин государства — нет этносов, нет и народа, а значит — нет и имперских амбиций присоединения других этносов с соответствующими территориями.

Также, нужно отметить, что переход от народа к национальности начался с развитием научно-технического прогресса в большинстве стран Европы, когда люди из деревень начали массово селиться в городах.

Сама по себе, аграрная культура села или деревни, связана с уникальными культурологическими и этническими срезами в рамках одного государства. Однако, когда человек в городе становится за станок, то оказывается, что для машины нет разницы, к какому этносу принадлежит рабочий.

Иными словами, понятие национальности, это также и культурное городское явление как пролетариата, так и буржуа.

Что такое русская национальность?

В отличии от западной интерпретации национальности, в России всегда было иное отношение к этому термину, а также к теориям, откуда появились русские как нация.

На момент революции в начале 20-го века, Россия являлась аграрным государством, где по Марксу, такое явление просто невозможно, так как не сформированы два класса — буржуазный и пролетарский.

Согласно Карлу Марксу, мир сначала должен осуществить переход от феодального строя к власти буржуа (буржуазная революция), а потом — осуществить “диктатуру пролетариата”.

Совершенно очевидно, что на момент свершения Великой Октябрьской социалистической революции, царская Россия была аграрным государством с феодальным имперским строем, где большинство населения жило в деревне.

Иными словами, по Марксу, революция возможна только в национальном буржуазном государстве, а Россия, в то время была империей, где синтез русских этносов относился к понятию народа.

Однако большевики, пытаясь подогнать революцию под марксистские идеи, вскоре после переворота, сделали из новой России национальное государство, просто обозначив вместо этноса, термин национальность. Через 15 лет, национальность появилась и в паспортах.

Графа национальность в паспортах граждан советского Союза появилась в 1932 году и просуществовала до начала 1990-х годов.

Несмотря на желание большевиков, а впоследствии и Коммунистической партии, сделать вид, что национальность в СССР означает ровно то, что она означает и в западный социальных интерпретациях — русская национальность так и осталась среди населения понятием этническим, а не гражданским.

Кроме этого стоит добавить, что согласно западной теории, в России может существовать только одна национальность — гражданская принадлежность, которая будет называться таким словом как Россиянин (Россиянка).

После развала Советского Союза в 1990-х годах, понятие русской национальности обрело еще более эксплицитные этнические черты.

В 1993 году, была принята новая Конституция Российской Федерации, где в статье 26, 28 и 29 — подчеркивается уникальное этническое (религиозное и языковое) многообразие России, экстраполируемое через понятие национальности. Термин этнос не используется.

Россия это империя, а не национальное государство

Резюмируя, нужно подчеркнуть, что несмотря на революцию начала 20-го века, с попыткой упразднения этнической принадлежности, а также, на апофеоз буржуазно-капиталистической идеологии конца 20-го века, в России по-прежнему широко применяется интерпретация этнической принадлежности, через понятие национальности.

Россия как была, так и остается имперским государством, с большим многообразием этносов, часть из которых интерпретируются как русский народ.

В такой интерпретации империи, как производного от народа, с множеством этнических групп и рождается двуполярный экзистенциальный модус великой России — с одной стороны религия, культура и государственность общая для всех этносов, с другой — каждый этнос имеет свое свободное самовыражение, вплоть до установления на своей исторической территории, собственных культурологических кодов, как в Чеченской республике.

Сейчас в русский народ входят такие основополагающие этносы, как мордвины, украинцы, белорусы, молдаване, буряты, башкиры, татары, чуваши и другие, представляя из себя как славянские, так тюркские этнические группы.

В 21 веке, на “русский статус”, стали претендовать в хорошем смысле этого слова, такие этносы, как чеченцы, дагестанцы и узбеки: именно они имеют не только свою богатую и историческую развитую культуру, но и ассимилируют русский язык, и социальные обычаи, принятые на территории большой России.

Иными словами, многие этнические жителей Грозного или Самарканда, на поверхностный взгляд и по внешнему виду и языку, ничем не отличаются от русского — говорят без акцента и хорошо понимают культуру русского народа, в том числе аллегории, метафоры и анекдоты, что свойственно людям только одной языковой группы, а значит и одного народа.

Аффективный украинский национализм

Нужно отметить, что понятие “нация” является искусственной идеей, которая пришла на смену более органическим понятиям этнос и народ.

Этнос и народ являются настоящими только потому, что с помощью этих понятий и через них, человек может познать бога, или как минимум приблизиться к его пониманию. Так интерпретирует бытие человека греческая мысль и консервативная философия.

После того, как религиозные парадигмы в 19 веке были отодвинуты на периферию социального круга, а большинство жителей стран Европы переехали в города, лишившись своей этнической принадлежности, на смену этносу, пришло понятие нации.

Нация не смогла полностью заменить понятие народа и этноса, а само становление национальных государств порой сопровождалось аффективной жестокостью и гротескными идеологиями, как в случае с французской буржуазной революцией (1792 год) или взглядами Муссолини и Гитлера.

Национальное государство, — это страна с буржуазно-капиталистическим строем, которому свойственен период становления, выраженный в генерации большого количества националистических идей, вплоть до возвеличивания основополагающего этноса (нацизм). Иными словами, образованию национального государства всегда предшествует нацизм.

После развала Советского Союза, появилось множество республик, которые претендовали на суверенитет в рамках национального государства с либеральной капиталистической экономикой, которые уже не задавались вопросом откуда появились русские, предпочитая создавать новые национальные идеи.

Однако ни одна из них, сразу не могла стать таковой — любому государству, лишённому своего этноса в культурологическом контексте и в рамках большой империи, проходится проходить путь становления, что и случилось с Украиной в 1990-х годах.

Становлению любого национального государства, как уже было сказано выше, предшествует нацизм в той или иной мере. Это связано с тем, что людям в этом государстве, лишенным своей исторической идентичности, когда-то существовавшей в рамках народа и империи, приходится заново создавать свою историю.

Самый простой вариант для таких новоявленных национальных государств, это создать ядро идентичности, через противопоставление с империей и собственное возвеличивание, порой доходящие до дискриминации других этносов.

Нужно отметить, что разные государства, приходят к национальной идее разными способами — Франция времен Робеспьера и США Джорджа Вашингтона — это всего лишь “социальные эвфемизмы” по сравнению нацизмом 20-го века в Германии, Польше и Италии.

В 21 веке, Украина совсем не была готова к адекватной ассимиляции национальных идей и выбрала простой путь противопоставления и ненависти к своему собственному народу, к русским, частью которого она являлась под разными экзистенциальными статусами на протяжении столетий.

В Украине, как государстве, абсолютно исказился вопрос — откуда появились русские, что привело к созданию множества ложных идей вплоть до легитимации странных “древних укров”.

Такие аффективные националистические идеи привели саму украинскую государственность к краху — с началом Специальной военной операции России на юго-востоке Украины, русский народ поставил под сомнение дальнейшее существование Незалежной, как отдельной страны.

Автор статьи: Сергей Сефардский

Используемая литература: Александр Дугин “Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом”, Адам Фергюсон “Эссе по истории гражданского общества”, Джон Локк “Два трактата о правлении”, Томас Гоббс “Левиафан или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского”, Борис Акунин “История Российского государства”