Продолжается разработка улучшенных по аэродинамическим характеристикам версий нового перспективного национального турецкого истребителя TAI KAAN, прототипы которого производит аэрокосмическая компания Turkish Aerospace Industries Inc (TAI). Первый вариант многоцелевого истребителя 5-го поколения был показан в феврале 2024 года.
Сроки разработки. По информации от компании TAI, на данный момент, идут работы над следующими двумя прототипами KAAN P1 и KAAN P2 с новыми аэродинамическими характеристиками, которые представят в 2025 году. В 2026 году, появятся еще три варианта этого боевого самолета.
Принятие на вооружение. По информации турецкого издания в области обороны SavunmaSanayiST, конечная цель проекта — интеграция нового истребителя TAI KAAN в авиационный парк военно-воздушных сил Турции в 2028 году.
Для достижения этой цели, в период с 2025 по 2028 год, планируется провести серию интенсивных испытаний аэродинамических характеристик прототипов KAAN. В ходе этих испытаний будет происходить постепенное увеличение времени пребывания в воздухе и высоты подъёма боевого самолета.
Также, отмечается, что первые испытания вооружения с борта истребителя TAI KAAN, должны начаться уже в 2026 году.
Концепт самолета. Турецкий истребитель KAAN (ранее известный как TF-X), разработанный в рамках программы Национального боевого самолета (Milli Muharip Ucak, MMU), является многоцелевым боевым самолетом пятого поколения.
Проект TAI KAAN, инициированный Турцией, направлен на создание самолета, который сможет заменить истребители F-16, которые сейчас находятся на вооружении страны, а также конкурировать с современными аналогами на мировом рынке.
В ноябре 2024 года, некоторые западные СМИ сообщали, что Саудовская Аравия проявляет интерес к закупке истребителей KAAN. Вопрос о потенциальной сделке обсуждался во время визита в Турцию командующего ВВС Саудовской Аравии Турки бен Бандара Аль Сауда.
Конфигурация. Многоцелевой истребитель пятого поколения TAI KAAN имеет длину около 21 метра, с размахом крыла в 14 метров и максимальной взлетной массой в 27 тонн. Самолет обладает малозаметностью благодаря особой конструкции корпуса, использованию композитных материалов и внутреннему размещению вооружения.
Авионика турецкого истребителя состоит из радара с активной фазированной антенной решеткой для обнаружения целей на больших расстояниях с возможностью сопровождения множества целей одновременно, а также системы искусственного интеллекта, с анализом данных, которая повышает ситуационную осведомленность пилота.
Двигатели. KAAN оснащается двумя турбореактивными двигателями, которые обеспечивают максимальная скорость около 1,8 Маха, практический потолок высоты до 16 800 метров и боевой радиус до 1200 км. Двигатели истребителя разрабатываются с участием национальной компании TAI и могут быть заменены международными аналогами.
Вооружение турецкого истребителя TAI KAAN, которое размещается во внутренних отсеках, состоит из ракет малой и средней дальности Bozdogan класса “воздух-воздух” и AIM-120 (в случае интеграции с НАТО), а вооружение класса “воздух-земля”, представлено крылатой ракетой SOM (Stand-Off Missile), противорадиолокационными ракетами и корректируемыми авиабомбами с системой GPS/INS, такими как HGK и LGK.