GBU-57A Massive Ordnance Penetrator (MOP) была официально принята на вооружение ВВС США в 2011 году, после нескольких лет разработки и испытаний, а после, появилась модернизированная версия GBU-57В с улучшенным наведением и сниженной массой. GBU-57A/B выполняет функцию стратегического поражения особо укреплённых подземных сооружений противника, которые недоступны для пробития стандартными бетонобойными авиабомбами типа Bunker Buster GBU-28.

Основным носителем MOP является стратегический бомбардировщик B-2 Spirit — единственный самолёт, способный нести эту гигантскую авиабомбу внутри собственного оружейного отсека. Недавно была проведена адаптация MOP для применения с бомбардировщика B-52H Stratofortress, который оснастили современными системами подвески и целеуказания, что расширило возможности использования этого сверхтяжелого авиационного боеприпаса.
Стоимость и экономическая эффективность
Стоимость одного экземпляра GBU-57A/B оценивается примерно в 14 млн долларов США. Это делает MOP одним из самых дорогих авиационных боеприпасов в мире. Высокая цена обусловлена применением современных материалов, сложной системой наведения и необходимостью обеспечить гарантированное разрушение особо укреплённых целей.
Несмотря на значительные финансовые затраты, инвестиции в этот боеприпас оправданы с точки зрения стратегической ценности: уничтожение ключевых объектов противника с первого удара минимизирует необходимость масштабных сухопутных операций и снижает риски для личного состава и техники.
Толщина пробития
GBU-57A/B представляет собой сверхтяжёлую проникающую бомбу с массой до 13,6 тонн, оснащённую высокопрочной стальной оболочкой и массивной боевой частью с повышенной детонационной мощностью. Ключевой особенностью MOP является его способность пробивать до 60 метров бетона, что достигается за счёт комбинированного действия веса, аэродинамической формы и последовательных фаз детонации боевой части.
Боевая часть
Боевая части авиабомбы GBU-57A/B состоит из нескольких компонентов, обеспечивающих её уникальную проникающую и разрушительную способность.
Первая часть боеприпаса — это так называемый инициирующий заряд PBXN-114, масса которого составляет около 341 кг. Он играет роль детонатора и встроен в переднюю часть боевой части. Его задача — активировать основную взрывчатку (AFX-757), но не сразу, а только после того, как боеприпас пробьёт несколько метров бетона или горной породы. PBXN-114 обладает высокой термостойкостью и устойчивостью к случайной детонации, что позволяет авиабомбе безопасно пройти сквозь защитные слои цели на высокой скорости.
Вторая часть, это основной заряд AFX-757 — главный разрушительный компонент бомбы, массой около 2082 кг. Он срабатывает с задержкой, заранее заданной в программируемом взрывателе. После проникновения вглубь цели, когда инерция боеприпаса уже исчерпана, происходит детонация основного заряда. Именно AFX-757 разрушает внутренние структуры цели, вызывая мощную взрывную волну и полный обвал укреплённого подземного объекта.
Такой двухступенчатый механизм подрыва обеспечивает идеальное сочетание: сначала — проникновение без разрушения корпуса бомбы, затем — уничтожение цели изнутри. Это ключевое преимущество GBU-57A/B перед обычными проникающими боеприпасами.
Основные характеристики и модификации
GBU-57A/B обладает следующими ключевыми параметрами: вес авиационного боеприпаса составляет от 12 700-13 600 кг в зависимости от модификации, длина превышает 6 метров, а диаметр достигает 0,9 метра.
GBU-57A с массой в 13 600 кг является первым вариантом на вооружении ВВС США, которая стала прорывом в области сверхтяжёлых проникающих боеприпасов.
GBU-57B является модернизированной версией с более низкой массой в 12 700 кг, которая получила ряд технических улучшений. Среди основных изменений — усовершенствованная система наведения с повышенной точностью, улучшенный аэродинамический корпус для увеличения дальности планирования и сниженного воздействия на носитель при сбросе.
GBU-57B также отличается оптимизированной конструкцией боевой части, что повысило эффективность разрушения и адаптацию к более широкому спектру целей.
Планирование и наведение
Дальность планирования GBU-57A/B зависит от высоты сброса и скорости носителя B-2 и B-52. В открытых источниках нет точных данных по максимальному дальнодействию авиабомбы ввиду секретности. По экспертным оценкам, при сбросе с высоты около 14 км и скорости носителя около 900 км/ч, авиабомба способна планировать на расстояние порядка 40-50 километров от точки сброса.
Планирование GBU-57A/B осуществляется за счёт аэродинамических крыльев и хвостового оперения, обеспечивая управляемую траекторию и увеличенную дальность полёта. Это позволяет поражать цели на удалении от точки сброса, что особенно важно при работе в зонах с усиленной противовоздушной обороной.
Система наведения включает интеграцию GPS и инерциальной навигационной системы (INS), благодаря чему обеспечивается высокая точность попадания, даже при воздействии помех или неблагоприятных метеоусловиях.