Бронепоезд России в зоне спецоперации на Украине

Российские бронепоезда являются настоящей легендой еще со времен Первой мировой войны. Сейчас, современный бронепоезд России, обрел несколько иное функциональное предназначение, чем это было в прошлом и на данный момент его называют спецпоездом, предназначенным для разминирования железнодорожных путей и обеспечения прикрытия при восстановительной работе. Также, такой современный бронепоезд армии России как “Волга”, может вести радиоэлектронную разведку и отражать атаки диверсионных групп противника в тылу.

Впервые, в современных вооруженных конфликтах, Россия начал применять “бронепоезда”, или составы поддержи и обеспечения, еще в 1990-х годах, во время первой, а затем и второй Чеченских военных компаний.

Бронепоезд "Волга"
Бронепоезд “Волга” в зоне спецоперации на Украине

Современная история бронепоезда

В прошлом, во время Первой и Второй мировой войны, важность бронепоездов была намного больше чем сейчас: бронированный составы, оснащенные хорошей броней и тяжелыми пушками применялись для поддержи пехоты во время наступления и являлись боевой единицей, сравнимой с линкором на флоте.

В 1970-х, в СССР, на Харьковском заводе, были созданы пять бронепоездов БП-1, на фоне обострений военно-оперативной обстановки на границе с Китаем. На эти бронепоезда, кроме зениток, ставился танк Т-62 и две единицы БТР-40жд. Последние умели самостоятельно передвигаться по железнодорожным путям.

В середине 1990-х годов, для прикрытия ремонтных бригад на железнодорожных ветках Назрань-Грозный, были созданы импровизированные бронепоезда, которые имели два БМП на платформах, а также пулеметы и гранатометы АГС, укрытые мешками с песком.

В 2004 году, в зоне КТО в Чеченской республике, количество бронепоездов увеличилось до пяти единиц, а сами составы получили названия «Терек», «Байкал», «Казбек», «Дон» и «Амур». Также, существовал и особый бронепоезд Волго-Вятского ОМОНа ГУВД на транспорте под названием «Козьма Минин».

Бронепоезд России, Волга в зоне спецоперации на Украине
Бронепоезд России “Волга”

Бронепоезда в зоне СВО

На период 2015 года, на вооружении МО РФ стояли четыре бронепоезда «Байкал», «Терек», «Амур» и «Дон», а также упомянутый выше бронепоезд Росгвардии «Козьма Минин», которые находились на консервации и их планировалась разукомплектовать по распоряжению Анатолия Сердюкова.

В 2015 году, Сергей Шойгу отменил распоряжение Сердюкова и в этом же году спецпоезда “Байкал” и “Амур” были задействованы в учениях Южного военного округа.

На данный момент известно только об одном бронепоезде России в зоне СВО под названием “Волга”. Возможно, что этот спецпоезд, — упомянутый выше бывший самодельный бронепоезд Волго-Вятского ГУВД на транспорте «Козьма Минин», который прошел серьезную модернизацию.

Вооружение и броня

Некоторые вагоны бронепоезда оснащенных легкой броней, сравнимой с толщиной листа обычной боевой машины пехоты (алюминиевая катаная броня со стальными экранами).

Современный бронепоезд России имеет четыре двуствольные установки 152 мм ЗУ-23, для поражения БпЛА, вертолетов и других воздушных целей. Установленные зенитные установки имеют высоту поражения до 1,5 км и по дальности в 2,5 км. Также, бронированный состав оснащен электронными средства РЭБ и разведки.

Бронированный вагон бронепоезда "Волга"
Бронированный вагон бронепоезда “Волга”

Также, опционально, на бронепоезд может быть поставлен танк или реактивная система залпового огня, 7,62-мм пулемёты Калашникова и 100-мм или 30-мм автоматические пушки. В целом, огневая мощь такого бронепоезда по силе напоминает пару БМП-3.

Военнослужащие бронепоезда "Волга"
Бойцы бронепоезда “Волга” проводят разведку с помощью БЛА

Кроме этого, на бронепоезде есть запчасти и группа для ремонта железнодорожных путей. Состав снабжен двумя локомотивами ТЭМ-18ДМ с двух сторон, перед которыми размещаются бронеплатформы на случай контактного подрыва.

Внутри состава находится две платформы с зенитками или автоматическими пушками, а также вагон запчастей, пассажирский и штабной броневагон со средствами РЭБ.