БРМ Ajax: Королевский бронетанковый корпус Британии получил разведывательную машину нового поколения

Британская армия объявила о масштабной модернизации своих бронекавалерийских подразделений: три ключевых полка Королевского бронетанкового корпуса (Royal Armoured Corps, RAC), получат к концу 2025 года, около 180 единиц боевых разведывательных машин (БРМ) Ajax (“Аякс”), оснащенных 40-мм телескопической пушкой Case. Об этом сообщили в официальном аккаунте RAC в одной из социальных сетей. Согласно официальной информации, новую технику получат Королевский кавалерийский полк, Королевские уланы и Королевские драгунские гвардейцы бронетанковых сил Великобритании.

ISTAR 245 Ajax
Боевая разведывательная машина ISTAR 245 Ajax оснащена 40-мм автоматической пушкой CT40, с возможностью использования телескопических боеприпасов (уменьшенный размер снаряда)

Стоимость и перспективы

Стоимость одной единицы Ajax оценивается в 7-9 млн фунтов стерлингов (9,2-11,8 млн. долларов), в зависимости от оснащения. Это делает её одной из самых дорогих бронемашин в своём классе, что нельзя объяснить обычными стандартами защиты STANAG 4569 и передовыми системами управления и разведки. Для сравнения, — американская БРМ BFIST Bradley M7A4 2022 года, обходится Пентагону по цене 6 млн. долларов.

Официально, эта боевая разведывательная машина называется ISTAR 245 Ajax, аббревиатура которой расшифровывается как Intelligence, Surveillance, Target acquisition and Reconnaissance, а БРМ — это интерпретация ее функционального предназначения российскими военными экспертами. Эту БРМ, часто путают с ARES 93 Ajax — гусеничным бронетранспортером, оснащенным только пулеметом.

Британская армия планирует достичь полной оперативной готовности Ajax к 2028-2029 годам. Машина станет ключевым элементом разведывательных подразделений в рамках бригадных боевых подразделений глубинной разведки Deep Reconnaissance Strike Brigade. Ожидается, что Ajax будет использоваться не только в рамках национальной обороны, но и в составе сил быстрого реагирования НАТО, а также в многонациональных операциях за пределами Европы.

Тактико-технические характеристики

Ajax — это боевая разведывательная машина с экипажем из трёх человек: командир, наводчик и механик-водитель. Её длина — 7,6 м, ширина — около 3 м, а боевая масса достигает 42 тонн, что существенно больше, чем последняя модификация американской разведывательной BFIST M7A4.

Двигатель

Машина оснащена дизельным двигателем MTU V8 199 TE21 мощностью 600 кВт (около 800 л.с.) и автоматической трансмиссией Renk, что обеспечивает максимальную скорость до 70 км/ч и запас хода порядка 500 км. Подвеска гидропневматическая, что позволяет Ajax эффективно преодолевать пересечённую местность и вести стрельбу в движении.

Вооружение

Главное вооружение — 40-мм телескопическая автоматическая пушка CT40 (Case Telescoped), разработанная консорциумом CTA International. Пушка использует компактные телескопические боеприпасы (CTWS) с программируемым взрывателем, что позволяет эффективно поражать как бронецели, так и пехоту, укрытую за препятствиями. Вспомогательное вооружение — спаренный 7,62-мм пулемёт.

Телескопический боеприпас — это снаряд значительно “утопленный” в пороховой заряд в гильзе, что значительно уменьшает его размеры и массу по сравнению с обычными снарядами. Телескопическая система, за счет более оптимальной боеукладки, может вместить на боевую машину в четыре раза больше боеприпасов.

Защита

Система защиты включает в себя модульную броню, систему активного предупреждения о лазерном облучении со стороны ПТРК, акустические сенсоры, систему кругового видеонаблюдения и цифровую архитектуру для интеграции в сетевые боевые системы.

ISTAR Ajax имеет третий уровень противоминной и противоосколочной защиты по стандартам НАТО STANAG 4569, что защищает экипаж от противотанковых мин массой не более 8 кг и осколков артиллерийских снарядов. Для повышения защиты AJAX может быть оснащен дополнительными бронебоксами или панелями, которые могут быть установлены спереди и сбоку корпуса, а также на башне.

Электронная система машины обеспечивает защищённую связь, навигацию, управление огнём и передачу разведданных в режиме реального времени.

От ASCOD к Ajax: не безоблачная история разработки

Программа Ajax берет своё начало в начале 2010-х годов в рамках более широкой инициативы по созданию бронированной машины средней массы (Medium Weight Capability), которая могла бы занять нишу между тяжёлыми основными боевыми танками и высокомобильными, но слабо бронированными платформами.

В качестве базы был выбран проверенный европейский проект гусеничного шасси и модулей компоновки боевой машины пехоты ASCOD 2 (Austrian Spanish Cooperation Development), использующийся в армии Испании (как Pizarro) и Австрии (как Ulan). Однако британская версия машины была существенно переработана, включая новые системы вооружения, усиленную бронезащиту, современную электронику и архитектуру, соответствующую концепции “сетецентрической войны”.

Контракт на сумму более 4 млрд фунтов стерлингов был подписан в 2014 году. Из них около 1,3 млрд направлено на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, а оставшаяся часть — на производство 589 машин шести различных модификаций. БРМ Ajax должна была стать основой разведывательных возможностей британской армии в рамках так называемой стратегии быстрого и глубинного реагирования Strike Concept.

Однако программа оказалась не безоблачной. Испытания Ajax сопровождались рядом технических проблем — от чрезмерной вибрации и шума до трудностей интеграции новых электронных систем. В 2021 году проект оказался под угрозой приостановки, что вызвало критику в парламенте. Тем не менее, к 2024 году основные неисправности были устранены, и поставки техники в войска начались, прежде всего — в Королевский кавалерийский полк.