БМП-3М “Драгун”: новая компоновка в семействе российских боевых машин пехоты

БМП-3М “Драгун” представляет собой глубокую переработку базовой версии БМП-3 и отражает попытку российской оборонной промышленности создать современную боевую платформу поддержки пехоты, способную решать широкий спектр боевых задач в условиях меняющейся тактики ведения боя. Боевая машина пехоты “Драгун” разработана АО “Курганмашзавод” и впервые была представлена в 2015 году, с рядом технических переработок по сравнению с базовой версией, таких как: измененная компоновка с передним расположение двигателя, широкое отделение для десанта, усиленная противоминная защита и более мощное вооружение с дистанционным модулем (башней) “Бахча-У”.

БМП-3М "Драгун"
Боевая машина пехоты 3М “Драгун”

Цена как аргумент: экспортный потенциал “Драгуна”

По данным открытых источников, ориентировочная экспортная стоимость БМП-3М “Драгун” составляет от 3,5 до 4 млн. долларов США за единицу в зависимости от конфигурации и объёма заказа. Это делает машину заметно более доступной по сравнению с западными аналогами — в частности, с американской M2 Bradley, стоимость которой может превышать $5–7 млн в модернизированных версиях. Невысокая цена при достойных боевых характеристиках формирует “Драгуну” устойчивое место в нише бронетехники для стран с ограниченными оборонными бюджетами.

Главное отличие: компоновка и эргономика

Концептуально машина переходит от советской идеи “огневого носителя с возможностью перевозки пехоты” к более сбалансированной платформе, ориентированной на защиту, цифровую интеграцию и комфортную работу экипажа. Инженеры переработали внутреннюю архитектуру, вооружение, элементы ходовой части и систему управления огнём, фактически создав новую БМП на привычном шасси.

Ключевым отличием “Драгуна” от базовой БМП-3 — стало переднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Это техническое решение открыло возможность для установки полноценного кормового выхода с аппарелью, значительно упростив и обезопасив высадку десанта. Если раньше пехоте приходилось покидать машину через люки на крыше или с бортов под потенциальным огнём противника, то теперь десант получает классическую заднюю аппарель.

Изменения коснулись и боевого отделения. В “Драгун” интегрирован необитаемый дистанционно управляемый боевой модуль, что позволило снизить риск поражения экипажа при попадании в башню и повысить эффективность боевого применения.

Вооружение: универсальность против специализации

Главным калибром осталась 100-мм пушка 2А70, способная использовать как осколочно-фугасные выстрелы, так и управляемые ракеты “Бастион” (9М117) или 9К116-3 “Басня”, обеспечивающие уверенное поражение бронетехники на дистанции до 5,5 километров. В тандеме работает 30-мм автоматическая пушка 2А72, эффективная против пехоты, лёгкой брони и низколетящих целей. Дополняет систему вооружения спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ.

Все вышеперечисленное вооружение “Драгуна”, входит в номенклатуру универсального дистанционного модуля “Бахча-У”.

Управление огнём осуществляется с помощью автоматизированной системы с тепловизионным каналом, лазерным дальномером и двухплоскостной стабилизацией. Экипаж может вести огонь как днём, так и ночью, на ходу и с неподготовленных позиций.

Под капотом: подвижность и выносливость

Машина оснащена дизельным двигателем УТД-32Т мощностью 816 лошадиных сил. При боевой массе около 21 тонны — это обеспечивает достойную удельную мощность — около 39 л.с./т. Максимальная скорость по шоссе достигает 70 км/ч, а запас хода — до 600 километров, что позволяет использовать “Драгун” в составе мобильных батальонных групп на дальних направлениях.

Особое внимание уделено проходимости: модернизированная торсионная подвеска и широкие гусеницы дают машине устойчивость на различных типах грунта. Также сохранена полная амфибийность — благодаря водомётам, БМП способна пересекать водные преграды со скоростью до 10 км/ч без дополнительной подготовки.

Защита и бронирование

Бронирование БМП-3М “Драгун” реализовано с учетом необходимости сочетания высокой подвижности и достаточной защиты от широкого спектра угроз на поле боя. В базовой комплектации машина обеспечивает круговую защиту от пуль калибра 12,7 мм, а в лобовой проекции — от 30-мм бронебойных снарядов, что соответствует современным требованиям к защите боевых машин пехоты.

Корпус изготовлен из алюминиевого броневого сплава со стальными экранами. Дополнительно может устанавливаться динамическая защита (ДЗ) и экраны против кумулятивных боеприпасов. Такой модульный подход позволяет гибко адаптировать защиту машины под конкретные условия боевого применения.

Также у БМП есть возможности интеграции комплекса активной защиты (КАЗ), что значительно повышает живучесть машины в условиях насыщенного противотанковыми средствами боя. В сочетании с передним расположением двигателя, который дополнительно играет роль пассивной защиты экипажа и десанта, “Драгун” представляет собой сбалансированную по защите и мобильности платформу.

Размеры и экипаж

Габаритные размеры БМП-3М “Драгун” составляют примерно 7,14 метра (без пушки) в длину, 3,3 метра в ширину и до 2,65 метра в высоту (по крыше башни).

Экипаж машины состоит из трёх человек: командира, наводчика и механика-водителя. Кроме того, на борт может быть принят десантный отдел из восьми военнослужащих. Общая численность находящихся внутри машины — до 11 человек.

M2 Bradley и “Драгун”

Сравнение “Драгуна” с американской БМП M2 Bradley позволяет проследить различие концептуальных подходов двух инженерных школ. Американская машина с момента разработки в 1980-х годов ориентировалась на максимальную защиту и сетецентричность. Она имеет более тяжёлую броню, развитую электронную архитектуру и обитаемую башню с 25-мм автоматической пушкой и ПТУР TOW.

Однако, при большей защищённости Bradley не имеет амфибийных возможностей без предварительной подготовки, уступает в универсальности вооружения — 100-мм пушка с управляемыми ракетами у “Драгуна” даёт больше гибкости. Кроме того, необитаемый боевой модуль “Драгуна” — более современное решение с точки зрения эргономики и выживаемости экипажа.

Bradley выигрывает в уровне цифровой интеграции и способности работать в составе сетевых тактических групп, особенно в последних модификациях M2A3 и M2A4. Однако “Драгун” компенсирует это простотой эксплуатации, огневой мощью и амфибийностью, что делает его более универсальным в разнообразных условиях рельефа местности, включая речные и болотистые районы.

БМП-3М “Драгун” — это удачный пример осмысленного перехода от концепции “техники ради огня” к платформе, учитывающей интересы экипажа, безопасность десанта и современные требования к модульности. Это всё ещё машина, рождённая в духе советской школы — выносливая, проходимая, простая в обслуживании. Но при этом она уже несёт в себе черты БМП нового поколения: цифровую совместимость, дистанционное вооружение и модульную защиту.