Авиационная планирующая авиабомба Bunker Buster GBU-28 c лазерным наведением и INS/GPS навигацией

Планирующая авиабомба GBU-28, была принята на вооружение ВВС США в 1991 году. Авиационный боеприпас класса Bunker Buster (разрушитель бункеров), создан оборонной компанией Raytheon совместно с General Dynamics, специально для повышения эффективности ударов ВВС США в рамках ближневосточной военной операции “Буря в пустыне”. Аббревиатура GBU расшифровывается как Guided Bomb Unit, что в переводе означает “управляемая бомбовая установка”.

авиабомба Bunker Buster GBU-28B
Планирующая авиабомба Bunker Buster GBU-28B на вооружении ВВС США. В передней части боеприпаса прикреплено оборудование для наведения с дополнительными крыльями планирования

Основой планирующей GBU-28 являются свободнопадающие бетонобойные авиабомбы BLU-113 или BLU-122 (bomb live unit), которые изготавливает General Dynamics, а компания Raytheon оснащает боеприпас рулями-крыльями для планирования до 10 км и оборудованием наведения.

Стоимость и применение. Авиабомба GBU-28 Bunker Buster применяется исключительно с подвески вооружения истребителей-бомбардировщиков 4-го поколения F-15E или бомбардировщиков B-2, а ее средняя экспортная стоимость составляет 150 тысяч долларов, где порядка 70 тысяч долларов, приходится на стоимость “ленивой” авиабомбы” BLU-113/BLU-122. После “Бури в пустыне”, США повторно применили эту авиабомбу в рамках военной компании в Ираке.

C 2005 года, ВВС ЦАХАЛ, начали закупать у США авиабомбы GBU-28B/C, для размещения на израильской версии истребителя-бомбардировщика F-16I “Sufa”. Эти авиабомбы, ВВС Израиля активно использовали при бомбардировке Газы в мае 2021 года. 28 сентября 2024 года, израильская газета The Jerusalem Post косвенно подтвердила факт нанесения удара авиабомбой GBU-28 по бункеру главы “Хезболлы” Хасана Насраллы.

Свободнопадающая авиабомба BLU-122 принята на вооружение ВВС США в 2006 году и является дальнейшей, более прочной, применительно к корпусу и удару о поверхность, модификации BLU-113. Прочный корпус авиабомбы служит для глубокого проникновения в бетонный объект с помощью кинетической энергии.  

Модификации и боевая часть. Известно о 3-х модификациях авиабомбы GBU-28. В первой модификации GBU-28A 1991 года, для корпуса авиабомбы использовался стальной ствол от 203-мм гаубиц. Эта авиабомба имела полуактивное лазерное наведение и на данный момент не производится.

В 1999 году, появилась версия GBU-28B c корпусом и боеголовкой от свободнопадающей фугасной бетонобойной авиабомбы BLU-113. В этой модификации, в дополнение к полуактивной лазерной ГСН, добавили инерциальное и GPS наведение.

В 2004-2006 году, начался выпуск авиабомбы GBU-28C, с корпусом и боеголовкой от авиационного боеприпаса BLU-122, также оснащенной полуактивной ГСН и INS/GPS навигацией.

Тактические характеристики GBU-28B/C.

  • Носители: F-15E, B-2 и F-111E (выведен из эксплуатации);
  • Общая масса: 2268 кг;
  • Масса ВВ; 1800 кг;
  • Длина: 3,88 метра:
  • Диаметр: 0,36 метра;
  • Тип боеголовки: фугасная проникающая Bunker Buster с пенетратором;
  • Способ действия: проникновение до 50 метров земли и 6,7 метров железобетона с последующей детонацией;
  • Дальность планирования: 10 км на средней высоте носителя 7-10 км;
  • Наведение: полуактивная лазерная ГСН (с носителя), INS и GPS.